exelenz.ru

Вуокса 2005: лодочный поход

[Просмотров: 19231] [09:00:00//18-08-2005] [Комментариев:2]

Традиция закрепилась. Третий поход по Вуоксе состоялся. Всего девять дней, одна дневка, старт и финиш в Мюллюпельто, наиболее удаленная точка маршрута — озеро Ястребиное*. Общий километраж около 120 км. Команда та же, что и в 2003 году — то есть я, Дима, Марина, Леся и Мишка. Маршрут достаточно сложный, сомневаюсь, что кто-то до нас ходил его на лодках. Тем не менее (или, правильнее сказать, благодаря этому?) все довольны. Обошлось без потерь.

* Эта… гхм… ну… в общем, до Ястребиного мы всё же немножко не дошли.

Как это всегда с нами бывает, история началась задолго до старта, ещё зимой, когда мы с Мишкой начали продумывать маршрут. Довольно долго рабочим вариантом был маршрут вдоль берега Ладоги в сторону Сортавалы, но в результате от него отказались — захотелось узких проток и прочего несвойственного Ладоге ландаквашафта. Кроме всего прочего, меня напугала перспектива идти на «Пеллах» по Ладоге в шторм (с Леськой, которая вообще не умеет плавать — хотя в шторм-то какая разница). Потом Мишка загорелся вариантом лодочного похода по Финляндии, но там было слишком много непонятного — начиная от маршрута и заканчивая реализуемостью похода в нужном нам формате вообще (если единственная опция стоянки — это кемпинг среди пьяных финнов, то ну его нафиг — нам хочется уединения и дикой природы). В общем, этот вариант тоже отложили, к следующему году постараемся изучить поподробнее.

Второй животрепетавший тогда вопрос — на чем идти. То ли купить, наконец, байдарки, то ли сходить ещё разок на «Пеллах». Плюсы понятны — на лодках комфортнее, минусы тоже — медленнее, и препятствия преодолевать намного сложнее. Более-менее определились с маршрутом, он показался несложным, так что решили пойти на лодках. Сейчас уж можно сказать, что, почти наверняка, в последний раз.

Как я уже говорил, с длинными круговыми маршрутами на Вуоксе сложно. Было сложно год назад, сейчас уже и вовсе никак — все исхожены. Пришлось смириться с тем, что большая часть маршрута будет пройдена в двух направлениях, и выбрать наименее исследованные края для похода.

И вот, наконец, маршрут выбран. Отчетов о походах по тем краям обнаружить не удалось, так что пришлось удовольствоваться информацией из старой байдарочной лоции. Результат, как водится, оформился в виде письма:

Вуокса 2005

(оз. Вуокса — оз.Ястребиное — оз. Вуокса)

Стартуем либо из хорошо нам знакомого Мюллюпельто (проще добираться) либо с базы в Ярком (ближе к Приозерску и цели нашего путешествия). Пока что ориентируемся на старт из Мюллюпельто.

Выходим из залива Снежный, обходим (для разнообразия) остров Олений справа, идем по направлению к Приозерску и входим в пролив Островистый. Ежели наш задор на этом заканчивается, то останавливаемся (18 км от старта), если силы ещё есть, то движемся дальше, проходим Гранитное и становимся на островах в проливе Рыбачий (24 км от старта).

Поднимаемся к Кузнечному, и, не доходя до него пару километров, сворачиваем в протоку Проточную. Судя по отзывам, она узкая, по проходима по всей длине. На выходе в озеро Богатырское — обнос короткого порога на месте бывшей мельницы (обнос 15 м, правым берегом). Проходим вдоль берега озера и входим в речку Бегуновку (она же Ильменьйоки). Ожидается заметное встречное течение. Вскоре, в районе поселка Проточное, должен быть порог (обнос 100 м, правым берегом) — что там на самом деле, никому не известно. Ещё через три километра ожидается обнос или проводка под мостом на дороге Кузнечное-Севастьяново. На этом испытания заканчиваются (и течение тоже) и мы поднимается до залива Заречный, где и встаем на стоянку (40 км от старта).

Идем через Новонивские озера до моста на дороге, ведущей к озеру Ястребиное. За ним поднимаемся против течения ещё полтора километра до озера Полевого, почти сразу за ним начинается протока ведущая в озеро Ястребиное, однако, лоции утверждают, что она непроходима. Убеждаемся в этом сами, после чего обносим (ориентир начала волока в Ястребиное озеро — сухая стоянка на правом берегу, здесь к воде подходит старая лесная дорога, в стороне от берега видно поле (старые финские угодья); волок надо совершать по дороге через угодья, перпендикулярно берегу, до Ястребиного около 400 м). После волока расслабляемся в виду Больших Скал и встаем (55 км от старта).

На Ястребином предполагается провести двое суток в неге и удовольствиях.

Затем по тому же маршруту возвращаемся обратно в озеро Вуокса (два дня, расслаблено и по течению).

За оставшиеся два дня делаем большой круг по озеру Вуокса, изучая те места, где ещё не были, и готовясь к возвращению к цивилизации.

Второй и третий день маршрута обещают быть самыми напряженными. В остальном проблем не ожидается. Главное, чтобы погода на подвела!

Разведка

Как же без неё? Разведка сама по себе — это уже часть традиции. Перед походом, за неделю или две, совершенно необходимо разведать точку старта, договориться о лодках (что, в общем-то, не всегда так уж обязательно), и просто погулять по красивым местам, предвкушая то, что скоро, уже совсем скоро, мы по ним поплывем, и впереди нас будут ждать приключения — в огромном количестве.

Мишка, мой традиционный спутник в этом мероприятии, увы, был недоступен ввиду своего недетерминированного, но, совершенно однозначно, удаленного от Вуоксы местоположения где-то в мировом океане. На кинутый клич откликнулась только Марина, с которой мы и разведали всё, что можно, в этот жаркий летний день (это было последнее воскресенье перед походом, 10 июля 2005 года).

Вообще, какое-то странное проклятье преследует все наши походы — ещё ни разу не было так, чтобы мы проходили весь маршрут в полном составе. Вот и в этот раз Мишка в командировке, и когда вернется — неизвестно. Остается только надеяться, что это случится в первые дни похода, и он успеет к нам присоединиться.

Первым делом навестили базу «Коммунары», что неподалеку от Мюллюпельто, старые телефоны не отвечали, требовалось их обновить. По пути я каким-то непонятным образом заблудился и провел Марину большим кругом вокруг села, облаиваемый собаками и бодаемый коровами. Ну, с кем ни бывает — сориентировались ещё раз, и пришли на базу. Там всё без перемен, только что домов вокруг прибавилось. И даже лодки те же, только что ещё больше побитые. Договорились о лодках на следующую пятницу, взяли новый номер телефона и пошли пешком в Синево — ещё утро, куча времени впереди, возвращаться в город не хочется, да и запасной вариант не помешает.

Вспоминая позапрошлогодние блуждания, идти лесом не стали, просто прошли по шоссе до пересечения с ж/д путями и дальше пошли по шпалам — к концу пятого километра это ужасно надоело, и только заросли земляники вокруг как-то примиряли с ситуацией. Наконец, Синево! Побродив по берегу и опросив местных, мы, наконец, нашли тропинку на базу (что специфично, это место не имело ничего общего с тем, которое мы нашли два года назад). Так вот, идти надо так: от платформы по ближайшей от неё дороге в сторону озера, оставив слева поле тростника с узким выходом к воде, и до пересечения с дорогой, оборудованной деревянным пандусом. Конечно же, большие дороги не для нас — ищем самую узкую тропинку (там даже висит какая-то табличка, но её не видно, и что там написано — непонятно) и идем по ней, по мостикам между островами, вплоть до калитки с надписью «злая собака» (и «лодок нет», если не повезет). Место замечательное, очень красивое, и лодки там новые, что совершенно непривычно, только найти его сложно. Взяли и там телефон, решили, что будем выходить именно с этой базы — всем она хороша, и от поезда идти намного ближе. Времени оставалось ещё много, так что взяли лодку, и катались до последней электрички, когда и укатили в город. Разведка завершилась, как казалось, полной удачей!

Итак, сейчас уже можно назвать конкретное место и время! :)

Стартуем из Синево (следующая станция за Мюллюпельто), там обнаружилась весьма симпатичная база с хорошими лодками по хорошей цене. Дополнительный плюс — совсем близко от станции. Выезжаем из города в пятницу, 15 июля, на электричке 9.16 из Девяткино (если это кому-то принципиально — можно выехать на этой же эл-ке с Финляндского, будем лишние 40 минут плестись по городу :)). Возвращение обратно в Питер планируется на 23 июля (суббота).

Про Мишку пока ничего не известно. Хочется думать, что он успеет в  срок. Если нет, то мы выходим без него, с надеждой подобрать его по пути — позже.

Сейчас наша основная задача распределить раскладку и закупить все эти припасы. В принципе, можно не везти всё, а докупить всякого в  Кузнечном — мы дважды будем проплывать мимо. Вообще, по-хорошему, надо бы собраться и всё это обсудить… Но можно и без встречи, наверное.

Карта маршрута

Мой Garmin Etrex Legend, стабильно пожирая по комплекту батареек каждые два ходовых дня, успешно проработал весь поход, пережив без каких либо проблем все испытания. Основной результат — трек маршрута; красным цветом обозначена дорога туда, синим — обратно:

Хорошо видно, что обратно мы шли по тому же пути, что и туда — увы

Любопытствующие могут скачать подробный GPS-трек маршрута, наложенный на 500-метровую карту (.jpg, 2000x2470 px, 1.2 Mb).

Обладателям gps-приемников могут пригодиться GPS трек маршрута в формате OZI Explorer и  список вэйпоинтов в формате OZI Explorer.

День первый (16.07.2005, суббота)

Начали движение в 16:38, закончили в 21:24, всего в пути: 4:45.
Пройдено 14.0 километров, средняя скорость 3.0 км/час.
Солнечно, жарко, ветер слабый и вообще погода классная!

Cлучайность и везение — вот основы нашей жизни; она непредсказуема! Кто мог предвидеть, что на обеих лодочных базах утопят мобильные телефоны? Тем не менее, это случилось. Если отвлечься от грустной сущности этого факта, можно даже повеселиться — насколько существенную статью расходов составляют траты на покупку всё новых и новых телефонов взамен утонувшим? А если вспомнить, что и до этого я уже встречался с этим диагнозом «телефон утонул», возникает нехорошее подозрение, что это просто отмазки лодочников — вроде как устал, голова болит, а тут ещё звонят всякие назойливые туристы.

Марина

Леся

Дима

Я [Иван]

(на все фотографии в отчете можно кликать,
за маленькими картинками лежат большие)

Как бы там ни было, но мы ехали в неизвестность. Старт пришлось перенести с пятницы на субботу (Димка протормозил с приготовлениями), так что все старые договоренности экспайрнулись, а договориться заново не получилось. Электричка 8:23 от Девяткино, Леська успевает в последний момент (некоторые вещи никогда не меняются), стоя едем до Кавголово, дальше становится свободнее и мы садимся. За беседами дорога проходит почти незаметно. Незадолго до Мюллюпельто я ещё раз звоню по разведанным номерам, и, о чудо, в «Коммунарах» отвечают (труба просохла и заработала :))! Говорят, лодок нет, но после полудня должны вернуться несколько групп, так что если мы готовы подождать, то можно. Информация обнадеживающая! Ура, решаем мы и едем до Синево. Время в запасе ещё есть, а в Синево, как мы помним, лодки дешевле и намного новее — если что, вернемся в Мюллюпельто.

Однако, в Синево нас ждет неприятный сюрприз — или, вернее, облом в виде табличек «лодок нет» и «осторожно, злая собака». Ну, ту собаку мы уже видели, так что идем до базы — увы, лодок действительно нет, или есть, но не для нас. На ненавязчивый вопрос про трубу — да, именно тот ответ — «она утонула».

Что делать. Запрягаемся в рюкзаки и идем обратно на станцию. И вот тут нам уже очень повезло — мы как раз успели на обратную электричку, после которой был перерыв аж в пять часов (почему-то мы решили, что по утрам поезда ходят часто). Проехав одну остановку (вариант идти эти семь километров пешком под тяжелыми рюкзаками, которого мы так счастливо избежали, очень не радовал); разгрузились и пошли в Коммунары. Полтора километра это немного, но всё же значительно больше Синёвских трехсот метров. База, пристань, лодок пока нет [START, 60°54,8303’ N; 30°02,6314’ E] (здесь и далее в квадратных скобках приведены ссылки на путевые точки GPS-трека в формате имя, широта; долгота). Ждем…

Ждем

…и ждем…

Вскоре подошли ребята — они ждут со вчерашнего дня, и, соответственно, идут перед нами. Время идет, лодок всё нет — полдень уж давно прошел. Всматриваемся в каждое черное пятнышко на горизонте — не лодка ли? Если и лодка, то либо не к нам, либо моторная, чего нам не надо. Наконец, приходит одинокая «Пелла», её забирает группа перед нами. Ждем дальше — нам-то нужно две лодки. Димка с Лесей гуляют до станции и покупают воды, которая уходит очень резво — день жаркий. Наконец, приходит ещё одна лодка, и, спустя час — ещё одна. Ура! Грузимся и выходим — дело уже к вечеру, и понятно, что запланированное на сегодня расстояние мы не пройдем.

Наконец-то, плывем!

Хорошо, черт подери!

Вода, солнце, камни, блики на волнах…

…каждый раз открываешь их заново.

Наступает заслуженное расслабление, неопределенность устранена, дальше всё зависит от нас. Солнце жарит — это первый поход, который начинается в такую хорошую погоду. Гребем, загораем, хорошо! Вскоре решаем, что мы хотим есть, некоторое время ищем свободный остров, наконец, пристаем к острову Длинный [PEREKUS1, 60°57,3030’ N; 30°01,6878’ E], где поглощаем консервированного лосося, закусывая его не менее консервированными ананасами. Отличное сочетание! Место для стоянки не лучшее, но есть хотелось, а все более привлекательные места заняты.

Коммунар №5

Коммунар №2

На плесах относительно спокойно, ветер по большей части попутный, обходим Олений справа, ничего особенно интересного, разве что стало окончательно понятно, как выглядит с воды Синево. Сразу же за Оленьим уставшая команда изъявляет желание встать, что мы и пытаемся осуществить…

Сколько времени мы уже ходим по Вуоксе, но такого я не встречал! Видимо, сложилось несколько факторов — хорошая погода, время года, день недели (суббота) и место — острова в северной части Оленьего всегда были популярны. В общем, количество отдыхающих было огромно. Да ладно отдыхающих! Так ведь и стоянок свободных не было вообще! За последний час хода мы их видели десятка три, и все, все были заняты! В результате пришлось поступиться нашей обычной привередливостью и встать на большом острове [NIGHT1, 60°59,4162’ N; 30°01,9740’ E] где уже были стоянки, причем место замечательно просматривалось с воды, чего я тоже не люблю. Но что делать — хотелось, наконец, отдохнуть, съесть макарон с тушенкой и залечь спать.

Закат…

туристы развлекаются :)

Примиряются и продолжают наслаждаться закатом!

День второй (17.07.2005, воскресенье)

Начали движение в 11:27, закончили в 21:02, всего в пути: 9:34.
Пройдено 24.2 километров, средняя скорость 2.5 км/час.
Утром и днем жара, потом душное затишье, разразившееся часам к шести грозой и чудовищным ливнем который лил до ночи с немногочисленными передышками.

Встаю с рассветом — вечером на рыбную ловлю задора не осталось, но утренний клев я пропускать не намерен. Клюет плохо, так что, налюбовавшись видами утренней Вуоксы, возвращаюсь и, пока народ спит, готовлю завтрак — в дальнейшем на такие свершения сил уже не хватало. Сворачиваемся и выходим — ещё нет полудня, это окажется самым ранним нашим выходом в этом походе. Никто ещё не устал, идем хорошо, бодро прогребаем Некрасовский плес, мимо то и дело проносятся катера с «ватрушками» на привязи. Погода замечательная.

Неподалеку от входа в пролив Островистый какой-то лихач на катере решает «попугать» туристов, и проплывает между лодками. В общем-то, фиг с ним, не жалко, но я не успеваю смотать леску, и снасть закручивает в кильватерной струе — поначалу я уверен, что леску перебило винтом, но нет, леска цела, только закручена в чудовищную бороду. Уж на что я спокойный человек, но распутать такое не способен — 50 метров пришлось срезать. Чтоб у этого гада кишки так закрутило! :) Ну хоть любимая блесна на месте.

Это было последним «приветом», больше катеров мы не встречали, чему я был весьма рад. Места симпатичные, но ничего выдающегося. В районе островов Большой и Малый Средний и полуострова Филин много стоянок, симпатичные каменистые островки и песчаные пляжи, людей тоже много. Дальше туристов становится меньше, но по берегам появляются деревушки и отдельно стоящие дома. Справа по курсу то и дело проглядывают железнодорожные пути, проходят электрички. Ландшафт не меняется вплоть до Кузнечного.

Входим в залив Поперечный

Проводка в протоке Проточной

Жарко, ужасно хочется купаться, что мы и делаем при каждом удобном случае — прямо с лодок. Такой день, из воды можно вообще не вылезать! Пристаем к небольшому каменистому островку [PEREKUS2, 61°02,8152’ N; 30°02,4972’ E], где перекусываем. Чуть дальше решаем пристать [KUPALKA, 61°04,1274’ N; 29°58,1430’ E] и искупаться всерьез, что и осуществляем.

Где-то в трех километрах от Кузнечного над проливом провешена линия электропередач, провисающая почти до самой воды — зацепить веслом ничего не стоит. Это при том, что в полукилометре проходит другая высоковольтная линия, которая провешена совершенно нормально, и никакой опасности не представляет.

Постепенно приближаемся к Кузнечному, до него оказывается довольно далеко — дальше, чем казалось при взгляде на карту. В полукилометре от платформы на берегу возвышаются какие-то песочные отвалы метров тридцать высотой, берег по большей части заросший, негостеприимный, какие-то строения догнивают в воде. Мы плывем до самого конца пролива, в кувшинки и болотные запахи — всё потому, что я где-то прочитал, что прямо напротив станции должно быть удобное место, куда можно пристать (похоже, что у меня в голове каким-то хитрым образом перепутались описания подходов к Кузнечному и Приозерску). Как ни странно, но в самом гнилом углу того болота, в которое превратился пролив, действительно находится место, где можно пристать [KUZNECHNO1, 61°06,7277’ N; 29°52,3485’ E] и тропинка через лес к станции. Берега топкие, жестоко воняет — в общем, не надо там приставать, есть куда как более удобное место, пусть от него и не так близко идти. Лучшее место мы нашли на обратном пути, на шестой день, а пока удовольствовались этим.

Заход в Кузнечное преследовал одну, вполне определенную цель — закупить недостающие продукты; именно этим мы с Мариной и занялись. Кроме необходимых припасов купили холодного пива и мороженого — потешить истекающую потом команду. Мы и подумать не могли, что скоро всё так круто переменится!

Последние пару часов изрядно погромыхивало, мы даже было решили, что это ведутся работы в карьере, что неподалеку — грозовых туч вокруг не наблюдалось. Мы ошибались. Это была гроза, и как раз к тому моменту, когда мы вернулись к изнывающим в болотных миазмах Леське и Димке, она разразилась! Поначалу дождь не был очень силен, и мы, прикрыв, насколько это было возможно, рюкзаки, решили плыть дальше — очень уж не хотелось оставаться в этом болоте. Стоило нам отплыть подальше, и дождь стал сильнее. А потом ещё сильнее. И ещё!

И вот тут-то и начинается настоящий поход, всё, что было до этого — так, разминка и отдых!

Я видел сильные ливни — на юге. Такие ливни, которые идут минут десять, но за это время успевают вырыть на дорогах целые канавы и надолго замутить море. Так вот здесь был такой же ливень — с тем только отличием, что он не прекращался и не прекращался! Одежда мгновенно промокла, и даже то, что я успел всё с себя стащить и запрятать в пакет, меня не спасло — вода забралась и туда. Ветер разгонял капли так, что они ощутимо больно били по коже, по ощущению и производимому звуку куда более похожие на град, чем на дождь! Вода в лодках прибывала быстрее, чем мы успевали её вычерпывать, а тут ещё и гроза подобралась совсем близко; мы развернулись к ближайшему берегу и уткнулись в тростник. Всё промокло. Включая рюкзаки — как мы их не прикрывали. И нам было, в общем-то, уже наплевать! Мы вспомнили про пиво и выпили его — только что мороженое есть не стали — с дождем пришел и холод. И так мы стояли под ливнем, ощущая на себе всё буйство стихии, и постигая его во всей возможной для нас мере. Мы орали, пели — всё это терялось в шуме дождя, и это было так здорово, что передать это совершенно невозможно!

Ливень ослаб. По ощущениям он шел час — может быть чуть меньше. Мы двинулись дальше — обсуждая слабые перспективы того, что земля хоть немного успеет подсохнуть к тому моменту, когда мы встанем на стоянку. Вошли в протоку Проточную [PROTOCNAYA, 61°05,9946’ N; 29°53,2002’ E], и… неожиданно появилось солнце! Дождь при этом не прекращался, но стало тепло и славно — протока красива и легко проходима, даже против течения. Несколько проводок, которые идут исключительно в удовольствие, когда в лодке примерно так же мокро, как и в воде вокруг, упавшие деревья, следы деятельности древних финнов по берегам…

К концу протоки эйфория прошла, а мы остались лицом к лицу с суровой действительностью. Солнце куда-то делось, а дождь шел всё сильнее, грозя превратиться в копию того ливня, который мы уже ощутили на своей шкуре чуть раньше. В самом конце протоки мы уперлись в старые развалины [MELNICA, 61°05,2800’ N; 29°52,8660’ E] — финская мельница, не иначе, и, увы, это был обнос — проводить против течения было нереально, учитывая метровый перепад и объем текущей воды.

Стоявшие на берегу рыбаки, думается, были удивлены, когда увидели две лодки, которые резво ткнулись в берег и туристов с серьезными лицами, которые с остервенением принялись выкидывать всё из них на берег, а потом, на счет «раз два взяли» таскать тяжеленные стеклопластиковые корыта. Хрупкие девушки, не пугаясь метрового и весьма скользкого обрыва, тянули лодки всё дальше — к другому метровому обрыву, на этот раз из камней, и, наконец, спускали лодки на воду с другой стороны — ну а парни помогали им, чем могли. Волок был пройден в рекордное время, и мы двинулись дальше — успев только подивиться на местных коров, которые чесали у себя за ухом задними ногами и ели развешенное кем-то белье. Дождь опять превратился в ливень. Стало почти темно, берегов толком не видно, где искать стоянку — непонятно. Вообще непонятно, можно ли на озере Богатырском нормально встать. Входить в Ильменьйоки? Ну так там тоже километрами ещё может не быть высоких берегов… Все устали и промерзли, и настроение стало падать.

Обносим мельницу — хорошо видно, как Димке мокро и холодно;
остальным тоже не сладко, но по ним так сразу не скажешь :)

Спускаем лодки на воду, а коровы флегматично ужинают простынями…

Заметив какой-то камень, спускающийся к самой воде [NIGHT2, 61°04,9182’ N; 29°52,5948’ E], мы решаем встать — выбрасываем вещи, очень резво ставим одну палатку (не забываем, что с неба льет), забрасываем под тент очень сомнительной сухости рюкзаки и залезаем все вместе — вовнутрь. Быстро отогреваемся, влажность в палатке невероятная — баня! Распиваем бутылку коньяка, едим что-то и ложимся спать. Димка спит по диагонали, остальные пристраиваются совершенно непонятным образом — но все спят! :)

В теплой, влажной, маленькой уютной палатке :)

Невозможный, удивительный ультрамариновый закат!

Это был замечательный переход — полный впечатлений и приключений! И только один день смог превзойти его по ощущениям — но о нем позже. Фотографий мало, увы, но было просто не до того.

День третий (18.07.2005, понедельник)

Начали движение в 14:13, закончили в 19:35, всего в пути: 5:22.
Пройдено 10.1 километров, средняя скорость 1.9 км/час.
Переменная облачность, небольшие дожди.

Утром мы просыпаемся — да, именно так, под стук дождя. Тем не менее, надо вылезать и готовить еду. Делать это не хочется ужасно — сказывается вчерашняя усталость, да и выспаться толком не удалось. Постепенно тучи уносит, дождь слабеет и заканчивается — вскоре Марина побеждает мокрые дрова, еще немного и еда готова!

Утро — вещи сушатся, а люди радуются выглянувшему солнцу

Натюрморт с промокшим вином (когда-то оно было сухим!), топором,
пилой, GPS-приемником и ботинками; лодка

В этот день по плану мы должны пройти большую часть Ильменьйоки и встать где-то в районе озера Нижнее Подосиновское. По пути нас, если верить лоции, ждут как минимум два волока, так что тормозить недосуг — мы собираемся и выходим. Не так рано, но и не так поздно, как могли бы.

Вход в Ильменьйоки рядом, за мысом. Сбоку от него зеленые холмы и какие-то домики, не в меру разговорчивый сетный рыбак сообщает, что это село Проточное, и успевает похвастаться, что, мол, именно здесь снимали часть «Особенностей национальной рыбалки» — оставим это на его совести. Мост в самом начале речки разрушен — что и хорошо, судя по всему, иначе под ним было бы не проплыть. На камне кто-то написал — «Река Ильменьйоки». Какой-нибудь финн, вернувшийся посмотреть на родные места? Или турист? Как бы там ни было, стало понятно — идем туда, куда следует.

Удивительно красивый, пушистый камень

Димка тащит тяжеленную лодку и сосредоточенную Марину

Течение, как и всё время с момента входа в Проточную, встречное, по большей части проблем не представляет, но в тех местах, где река сужается — становится ощутимо, иногда приходится проводить, но ничего сложного.

Вскоре упираемся в старые развалины [OBNOS, 61°04,4168’ N; 29°51,9980’ E] — похоже, что там был и мост, и мельница, а может и не одна — как бы там ни было, но русло на протяжении почти двухсот метров завалено камнями, периодически разделяется и в целом непроходимо. Обнос — длинный и не очень приятный. Старт в глинистый обрыв, потом вверх в горку, через дорогу и дальше круто вниз. Как назло, как раз в этот момент вылезает солнце, становится очень жарко, и на нас набрасывается свора слепней. Волок проходим за пару часов, приходится сделать катки — в этот раз ощутимо лодки тяжелее, чем в прошлый, нести их вчетвером мы не можем. Изрядно умаявшись, спускаем лодки на воду и продолжаем движение. По лоции нам предстоит ещё один сложный волок, и это совсем не радует…

Посреди волока — катки коротковаты

Вид с моста Кузнечное-Севастьяново

Действительно, перед мостом на дороге Кузнечное-Севастьяново [MOST END, 61°05,0160’ N; 29°49,6986’ E] река сужается, мельчает и каменеет — тем не менее, разведав дорогу, мы решаем проводить, что и осуществляем без особенных проблем. Проводка длинная и приятная — усилий приходится прикладывать немного, а место красивое. Сразу за новым мостом — старый, гранитный. С виду он в полном порядке, красивый, как кажется — построен уже в советские времена. Зачем их тут две штуки рядом — не очень понятно.

Старый мост — сразу за новым

Девушки умиляются рептилии

На этом приключения действительно заканчиваются, и мы неторопливо догребаем до начала залива Заречный, где и встаем прямо у подножья горы Макушка [NIGHT3, 61°06,2196’ N; 29°45,9762’ E]. Мне этот день дался как-то особенно тяжело, так что сил хватило только на то, чтобы выбросить рюкзак и разлечься на камнях, предоставив приготовление ужина более выносливым товарищам.

Очередной неповторимый закат

Воззвание к богу Мегафону

День четвертый (19.07.2005, вторник)

Начали движение в 12:59, закончили в 00:05, всего в пути: 11:06.
Пройдено 24.9 километров, средняя скорость 2.2 км/час.
Дожди от сильных до умеренных с несколькими передышками.

Самый насыщенный день этого похода! Начнем с самого начала, по порядку — с подъема, который, как не сложно догадаться, сопровождался дробным стуком капель дождя по тенту палатки. Дождь дождем, а вставать надо, пора подбирать Мишку, которого должны были десантировать этим утром в ближайшей к нашей стоянке точке, доступной на машине — то есть в паре километров.

Кажется, всё просто — приплыть на место в нужное время, забрать Мишку и вернуться обратно? Несомненно, но есть проблемы — ни место, ни время точно не известны. Дело в том, что в предыдущий день похода мы, со всеми заботами, забыли в деталях договориться, а тот факт, что сотовой связи в новом месте стоянки может не быть, как-то не затек в наши уставшие головы. Вечером до нас дошло… Облазив окрестности в поисках сети мы смогли лишь отправить sms-ку с середины озера и получить одну в ответ. Утро вечера мудренее, решили мы, и пошли спать.

И вот, выбравшись под дождь, мы с Мариной отправились на поиски, завещав Димке с Леськой готовить завтрак (можно догадаться, чем они занимались это время на самом деле). Подобрать Мишку предполагалось у моста через протоку, ведущую в озеро Лесково. И что же вы думаете? Конечно же, протоки там не оказалось. Как и моста — о чем нам позже рассказал Мишка. Карты врут. Каждый раз я это себе повторяю, и каждый раз попадаюсь. Что делать? Решаем идти по азимуту до автомобильной дороги и искать Мишку оттуда. Ищем место, где удобно пристать и где камни пониже, плывем вдоль берега. Дождик идет, шумит, видимость ограничивает… И тут, на грани слышимости, вроде как человеческий голос — кричит что-то! Откуда здесь человек, да ещё в такую погоду? Мишка? Нет, исключено — это с острова, совсем с другой стороны. Да, кричит, точно, и явно нам. Чего хочет-то? Перевезти его, что ли? Плывем ближе. Пока мы подплываем, человек скрывается в лесу — замечательно, значит мы ему не очень-то и нужны, решаю я, и плыву обратно. Проходит ещё немножко времени, и этот загадочный тип вылезает опять — и опять нам кричит что-то неразличимое! И тут Марина говорит — «что-то этот парень по цветам очень на Мишку похож — и кепка такая же красная!». «Да не может это быть Мишка! Просто потому, что не может быть никогда!» — отвечаю я. Мы опять подплываем, и да, это действительно оказывается Мишка! С облегчением принимаем его на борт и плывем к лагерю, расспрашивая, как он очутился в этих краях?! Оказалось, что он так и шел в поисках несуществующего моста, пока не пришел на то, что оказалось не островом, а полуостровом, и, по удивительному стечению обстоятельств, заметил нас. Несмотря на все нестыковки и несогласованность, всё образовалось как нельзя лучше. Ура!

Master fire-builder and his apprentice

Дальше мы готовили еду и беседовали за жизнь, и, наконец, собрались и вышли в надежде остановиться ближайшим вечером на ночлег уже в озере Ястребином. Начало пути неприятностей не предвещало; так мы прошли залив Заречный, а вот в озере Новонивском нас настиг ливень. Но что нам ливень! И мы пошли дальше. А дальше было весело — вскоре за небольшим мостиком в районе урочища Дятлово протока сузилась. Потом вокруг появился тростник, и протока ещё сузилась. И ещё… В результате, следующие несколько километров мы пробирались по узкой протоке, змеящейся в огромном поле тростника. Судя по всему, когда-то это были озера, сейчас обмелевшие, и заросшие тростником. Тем не менее, какой-то водосброс ещё остался, и, за долгие годы, прорезал себе это извилистое русло.

Протока ещё относительно широка, но она сужается…

Представьте. Тростник в полтора человеческих роста, ничего вокруг не видно — только полоску неба прямо над собой. Ширина протоки — от одного до двух метров, грести можно только по-гондольерски, с носа лодки. Встречное течение довольно сильное, прогрести очень непросто, пассажиры хватаются за тростник и подтягивают лодку — это реально помогает. Скорость движения меньше километра в час. И дождь. А вода — этакая мутная жижа, на самом деле довольно глубока, около метра, а на дне — вязкий ил, в котором утопаешь выше колена (особенно ощущается, когда приходится лодку толкать). Берега — это и не берега вовсе, а тот же ил — только что заросший тростником, и человека они толком не держат. И сколько впереди ещё такого — непонятно. Развернуться невозможно — просто нет места для этого, ни единого такого расширения за всю протоку! А если друг встречная лодка? Шансов мало, но вдруг? Отличное место, чтобы определиться, какие фобии в тебе могут пробудиться.

…и вот воды уже почти не видно, а впереди нас ждет очередное препятствие…

Но вот, просвет — впереди небольшое, но всё же озеро. Судя по всему — озеро Полевое. Кувшинки по всей площади, похоже, что скоро зарастет и оно; какая разница, главное, что это озеро, что это хоть какой, а простор. Перекусываем, и с новыми силами бросаемся дальше — озеро с берега, как кажется, совершенно недоступно, тростник сплошной стеной. Находим протоку и идем дальше — опять тростник вокруг, протока шириной в лодку и встречное течение. Все устали, но настроение боевое — вперед! Пробираемся через тростник, иногда воды под ним вообще не видно — трава лежит пластами на поверхности. И тут мы натыкаемся на первое бревно… Большое такое, «промышленного» размера — метров шесть длиной и сантиметров двадцать диаметром. Старое, склизкое — плавает. Отталкиваем вбок и плывем дальше, но вот ещё бревно, и ещё одно, и, наконец, целая куча, навалены в несколько слоев. Откуда они здесь? Протока часто поворачивает, сплавить по ней такие бревна кажется невозможным. Единственное предположение, что они остались ещё с тех времен, когда протока была значительно шире… Присмотревшись, замечаем что-то вроде обноса через тростник. Таки для начала решаем попробовать протащить лодки поверх бревен, что, высадив лишних на топкий берег, успешно и осуществляем. Очень забавное ощущение, когда ты стоишь на скользком бревне, упираясь ногами в полусгнившие сучки, и тащишь лодку, а бревно под ногами погружается всё глубже и глубже. Балансируешь, выбираешь хватку и направление приложения усилий.

Бравые приключенцы в бескрайних топях; первое появление Мишки!

Пара лодок ждет в мутной луже; Марина готовится круто впахать!

Препятствие пройдено! По лодкам и дальше… до следующего завала, который уже точно придется обносить — бревна лежат давно, перегораживая протоку на метр под водой и на столько же над водой. Опять, сбоку по тростнику следы обноса. Судя по ширине тропинки — лодки здесь не носили никогда. Под ногами чавкает мокрый ил, часть волока укреплена что-то вроде гати из старых бревен (или они там просто сами лежат?). Неудобно, но что делать — отступать мы не намерены. Полчаса и лодки на другой стороне препятствия.

Привал на полпути

Злодейский завал!

Процесс идет…

Мы плывем дальше, и плывем уже довольно долго, и у меня начинают образовываться сомнения — где же волок на Ястребиное? Если верить лоции, то он должен был быть где-то совсем недалеко от озера, но мы-то прошли уже несколько километров. Ещё немного и мы выходим на просторы — очень относительные, конечно, теперь протока шириной метров пять, но по контрасту! Вскоре упираемся в мост, и становится окончательно понятно, что начало волока мы пропустили. Причаливаем [SEARCH, 61°10,0974’ N; 29°40,5522’ E], грустно перекусываем и отправляемся с Димкой и Леськой на разведку — пешком.

Начало волока мы таки находим — в первую очередь благодаря Димкиным навыкам ориентирования. Он идет прямо из озера Полевое [HIDDEN, 61°09,3548’ N; 29°41,3052’ E], только что заметить его с воды очень непросто. Получается, что последний, самый сложный участок маршрута мы шли зря. А изучив волок мы осознаем, что весь сегодняшний маршрут, по большому счету, пройден зря — волок непроволакиваем. Пронести байдарки ещё можно, но не лодки весом 170 килограмм. Волок примерно метров 600 длиной, почти по всей длине без каких либо признаков дороги — только мокрая, расползающаяся земля и высокая трава. Хороший набор высоты, камни. К этому моменту мы уже так устали, что даже не взглянули на цель нашего похода, до которой оставалось всего-то метров пятьдесят…

Вот и всё, что мы видим из лодок последние часы…

но измученная Леська не хочет видеть даже этого!

Что делать? Встать здесь негде. Да что там — нормальных мест для стоянки нет фактически до того самого места, откуда мы стартовали! А уже вечер. И дождь моросит не переставая. Все устали. Сзади — только что преодоленные, непростые препятствия. Но делать нечего, и мы, собравшись с силами, идем обратно. Нам уже не всё наплевать, и хочется только одного — дойти до места, где можно поставить палатку, поесть и заснуть. Волок мы прошли рекордно быстро. Думаю, минут за десять. Наконец, мы остановились — точно в том же самом месте, откуда мы вышли утром [NIGHT3, 61°06,2196’ N; 29°45,9762’ E]. Уставшие, но, черт побери, довольные! И хрен с ним, с Ястребиным!

День пятый (20.07.2005, среда)

Дневка. Никто никуда не плывет. Ура!
Переменная облачность, ни холодно, ни жарко.

Отдохнуть просто необходимо, после вчерашних свершений грести куда-то дальше нет ни сил, ни задора. Так или иначе, запасной день у нас есть — пришло время его использовать. И мы его использовали. Мы спали и отдыхали и ничего не делали. И так прошел день. И был красивый закат и ужин на камушке, совмещенный с его, заката, созерцанием.

День шестой (21.07.2005, четверг)

Начали движение в 16:43, закончили в 20:24, всего в пути: 3:41.
Пройдено 8.5 километров, средняя скорость 2.3 км/час.
Переменная облачность, что-то капает.

Где-то посреди ночи недовольный Мишка сообщил, что тент палатки протекает, и на него течет мокрая, холодная и противная вода. Пришлось вылезти наружу в дождь и покрыть верхушку палатки куском полиэтилена, что проблему решило. Обозналось всё это только наутро, до тех пор, пока я воочию не увидел этот кусок полиэтилена, подозревал, что мне это приснилось.

Началась дорога обратно. На самом-то деле она началась ещё около несчастного Ястребиного, вечером четвертого дня, но только к шестому дню этот факт был окончательно осознан.

Утренняя радуга

Пресловутая Красная Кепка

Виды

Мы ленились, тормозили и отдыхали — а дождь шел и шел. Наконец распогодилось, и мы вышли. Шли не торопясь, я лелеял надежду, что длинный волок отменится — по течению можно будет провести. Так и получилось. Проводка довольно сложная, пришлось распилить и растащить несколько упавших деревьев, но всё же это было не в пример приятнее обноса.

Начало приятной проводки за мостом

Начало большой проводки около Проточного

…ведем дальше…

…упираемся в завал — распилить нафиг!

Исполняем!

Выполнено! Препятствие уничтожено!

«Река Ильменьйоки»; наш путь на сегодня закончен

В результате — один из самых приятных переходов. Короткий, насыщенный событиями, совсем не тяжелый. Остановились мы на нашей же старой стоянке на Богатырском [NIGHT2, 61°04,9182’ N; 29°52,5948’ E]. Удивительный консерватизм, но старая стоянка всегда кажется намного привлекательнее. Почему — не знаю.

Марина за работой

На стоянке

День седьмой (22.07.2005, пятница)

Начали движение в 18:44, закончили в 00:15, всего в пути: 5:30.
Пройдено 10.5 километров, средняя скорость 1.9 км/час.
Не помню… Дождь, наверное?

Обратно по тому же маршруту… Всё же это скучно. Конечно, контраст восприятия одного и того же места в разное время суток и при разной погоде любопытен, ровно, как и контраст ощущений при подъеме и спуску по течению, но всё же новые места — это обычно интереснее. Порог при входе в Проточную [MELNICA, 61°05,2800’ N; 29°52,8660’ E] по течению тоже вполне проходится, приличный перепад и сильное течение, но лодку удержать можно. Дальше — вперед по течению, местами сильному, местами не очень. Красивые берега, солнце (почему-то, когда мы идем по этой протоке — всегда солнце!), здорово!

Тучи, серое небо, свинцовая вода: мы плывем

Могучий Димка проводит лодку около мельницы

Кусты, камни и кувшинки

Наконец, большая вода. Наученные опытом второго дня, пристаем в другом, более удобном месте [KUZNECHNO2, 61°06,5096’ N; 29°52,8936’ E], Димка с Мишкой идут в Кузнечное за покупками, возвращаются с вкусностями. Отплываем и выгребаем дальше в сторону большой Вуоксы; наконец, утомленные дождем и ветром, встаем [NIGHT7, 61°04,1309’ N; 29°58,0135’ E]. Это место буквально в ста метрах от того места, где мы купались в первый день похода. Только сегодня купаться как-то не хочется…

Мишка под деревом, Леська под заходящим солнцем

Ночное камлание у костра

День восьмой (23.07.2005, суббота)

Начали движение в 13:29, закончили в 20:23, всего в пути: 6:54.
Пройдено 16.8 километров, средняя скорость 2.4 км/час.
Периодически — дожди, сильный ветер.

Встаем и выгребаем, под дождем, против сильного ветра. Проходим Некрасовский плес под сильнейшим дождем, карту доставать жалко — мгновенно размокнет, самому вылезать из-под дождевика тоже не хочется. В результате ошибаемся и ориентируемся на просвет между другими островами. Приличный крюк, но что делать. Забавно, по пути мы встречаем лодку с каким-то очень слабым (возможно, электрическим, звуков почти не было слышно) мотором — против ветра она шла еле-еле, и мы её обогнали.

Леська расчесывает волосы, а значит скоро дождь соберется — примета верная!

Собака целеустремленно переплывает широкий пролив, волны и ветер ей не страшны

Долго ищем стоянку, опять всё занято, приплываем по привычке к нашей старой стоянке, но там занято, и, наконец, встаем на небольшом, открытом всем ветрам, но очень симпатичном мыске [NIGHT8, 60°59,5104’ N; 30°00,6882’ E].

Завалил и радуется, злодей!

Закат — этот, по-моему, лучший!

Очередное примирение

Как будто специально, чтобы нам не было скучно, вечер этого дня нам скрасили бравые пиратские выкрики и непрекращающаяся канонада. Человек непосвященный был бы изрядно удивлен, увидев восьмивесельный баркас, набитый непонятными личностями в исторических костюмах — в общем-то, и мы были удивлены. Положение спасла Леська, которая оказалась в курсе дела, и объяснила, что как раз сейчас, на островах в северной части острова Олений идет большая игра — «Пираты Карибского Моря». А учитывая то, что мы находимся как раз там… Мы находились не просто «там», а в самом центре игры, неподалеку от Испании, и, кажется, даже на том же острове, что и Голландия :) Мимо постоянно проплывали замаскированные под галеоны «Пеллы», а у нас осведомлялись, где расположена та или иная страна. В довершение всего Леська уплыла с какими-то пиратами искать своих друзей и вернулась только под утро — до этого момента ответственные Марина и Мишка успели наволноваться и даже уплыть её искать (и спасать).

День девятый (24.07.2005, воскресенье)

Начали движение в 11:46, закончили в 15:45, всего в пути: 4:00.
Пройдено 11.7 километров, средняя скорость 2.9 км/час.
Переменная облачность, сильный ветер.

Последний день. Это всегда грустно. Впрочем, на этот раз грустно было только чуть-чуть. Девять дней — это, похоже, оптимальный для меня срок — надоесть ещё не успело, но и домой, к обычной жизни уже хочется. Просмотреть, наконец, новости, от которых был оторван полторы недели, компьютер включить, прочитать почту… Димка с Лесей хотят быть в городе как можно раньше, героически готовят утром завтрак, так что мы выходим рано — но всё же не раньше, чем во второй день. А дальше мы просто гребем. Большая Вуокса, острова, вода, волны, ветер. Сколько раз мы это видели.

Ближе к концу пути, в горловине залива Снежный, ветер усилился настолько, что прогрести в одиночку стало невозможно — мы с Мишкой взяли по веслу, и только так мы смогли опять передвигаться. Героический Димка как-то умудрился прогрести в одиночку — как это у него получилось, я не понимаю до сих пор.

Хмурый финиш…

И вот мы на месте. Корявая надпись «с прибытием!» на бараке, люди, целая куча лодок на привязи — похоже, что дожди полностью решили проблему нехватки лодок. Настроение не очень — Димка обижен, что мы его не подождали, все хмурые и злые. Впрочем, очень скоро это проходит, и в электричке всем уже весело и хорошо!

С пирожками в этот раз получился какой-то совсем уж обидный облом. Их, конечно же, очень хотелось. Поначалу их не было (это еще можно понять), но в Васкелово мужик с пирожками наконец вошел в наш вагон! … только для того, чтобы продать один пирожок кому-то, и выскочить на платформу :(

Вот и всё. Все дома. Следующий большой поход — в следующем году…

Скачать карту маршрута в высоком разрешении (.jpg, 1.2 Mb)
Скачать GPS трек маршрута в формате OZI Explorer (.plt, 250 kb)
Скачать точки маршрута в формате OZI Explorer. (.wpt, 3 kb)

Также читать:

Вернуться к началу страницы [Просмотров: 19231] [0.161] [Комментариев:2] Вернуться к началу страницы