exelenz.ru

Вуокса 2006: байдарочный поход

[Просмотров: 29384] [07:00:00//14-09-2006] [Комментариев:2]

Наш первый байдарочный поход, и, вероятно, один из последних походов по Карельскому перешейку. Маршрут линейный, старт в Пальцево, финиш в Лосево, восемь дней, 120 километров, низкая вода, пересохшие протоки, болота, множество волоков и проводок.

Как всегда (ничего не могу с собой поделать, каждый раз отчет приходится начинать с "как всегда"), история началась задолго до старта. На этот раз формат похода должен был принципиально измениться - мы меняли транспортное средство. Да! Всего три года походов на лодках и мы созрели до байдарок! Ведь писал же я в отчете о Вуоксе 2005, что это наш последний лодочный поход? Получается, не обманул!

Выбирали долго, купили быстро. Мне больше всего понравилась байдарка Свирь-Н производства питерской фирмы Тритон, которая и была без каких-либо проблем куплена в магазине Тритона на Лесной. Месяц спустя точно такую же купил себе и Мишка, его устроили результаты тестирования моего экземпляра и он решил не искать лучшей участи.

С маршрутом получилось как-то само собой, плыть по Вьюну или Волчьей в низкую воду нам отсоветовали, а незнакомых мест на Карельском перешейке осталось мало. Результатом изучения доступных лоция и отчетов стал следующий анонс:

Маршрут Вуокса 2006

Идея проста - хочется пройти от Выборга до Лосево, одним из немногих новых для нас маршрутов по территории Карельского перешейка. Теперь посмотрим, во что эта идея превращается, столкнувшись с суровой реальностью.

Во-первых, надо учесть, что Финляндия арендует кусок нашей территории неподалеку от Выборга, а это значит, что этот кусок со всех сторон окружает приграничная территория, густо заселенная злыми пограничниками. Наивная мечта собрать байдарки прямо на берегу бухты Защитной, у вокзала, разбита: пройти по Сайменскому каналу не получится. Значит, придется стартовать с границы охраняемой территории, наиболее удобная точка - около платформы Пальцево.

Во-вторых, мы ценим комфорт, и тащить на себе лодки и экипировку без острой необходимости не хотим. Не хотим - значит, не будем. Все тяжести на место старта (и ваш покорный слуга в качестве сопровождающего) будут заброшены на машине. Итак, до вечера пятницы все три байдарки и три самых тяжелых рюкзака должны быть укомплектованы и доставлены ко мне. Если, конечно, кто-то не испытывает противоестественного желания тащить их на себе всю дорогу до озера Смирновского.

В-третьих, если верить определенным личностям, то вода на Вуоксе сейчас крайне низкая, и на первой половине маршрута, где много узких и мелких проток, у нас будут проблемы. Тут ничего не поделаешь, можно только утешаться, что с нашей-то подготовкой никакие обносы не страшны. Ещё утешить может то, что определенная личность - известный перестраховщик!

В-четвертых, первая половина маршрута, вплоть до водораздела между озерами Ламским и Макаровским, пройдет в борьбе со встречным течением. Впрочем, какое течение, если мы только что выяснили, что воды вообще не будет? Вот так-то, всегда есть хорошая сторона!

Старт в субботу, 5-ого августа 2006 года. Сбор на Финляндском вокзале в 7:30, налегке; комфортный поезд от СПб до Выборга (билеты куплены заранее), отправление 7:56, прибытие 9:32. Далее дизель от Выборга до Пальцево. В хорошем случае из Выборга в 9:30, в Пальцево в 10:51. Если на этот поезд не успеваем, то следующий выходит из Выборга в 11:16 (прибывает в 11:37) (если что-то не сложится, то Андрей на машине подберет нас и доставит к точке старта).

В Пальцево бдительные пограничники ссаживают туристов без разрешения на въезд в погранзону с поезда, но нам-то именно этого и надо! По проселочной дороге до озера Смирновского около пятисот метров. Где-то на берегу, в удобном для сборки байдарок месте я уже жду группу, обложенный рюкзаками и байдарками со всех сторон. Может быть, даже успел две-три байдарки собрать.

Хочется думать, что в 14:00 байдарки уже собраны, и мы выходим в неизвестность, навстречу приключениям. Проходим большое озеро Смирновское до его восточной оконечности, проходим (проводим?) узкую протоку и идем по озеру Большому Лисицинскому на юго-восток. По окончании озера продолжаем движение по протоке, которая плавно заворачивает на север и выводит в озеро Кунье, которое мы также проходим, после чего, преодолев мост между Гвардейским и Овсово, выходим в озеро Соколиное. Вероятно, на нем, на одном из островов, мы и заночуем. Если там нет хороших стоянок, то проходим до озера Сибирского, где они, если верить лоциям, есть.

Пройдя залив Метельный, долго ищем протоку в озеро Сибирское, проходим и его, долго ищем протоку в озеро Большое Градуевское, и, наконец, выходим на просторы, где вода точно есть! И тут у нас появляется выбор, надо добраться до озера Макаровского, и есть три варианта пути:

1) Через озеро Малое Градуевское, до озера Лунное, волок до озера Малое Макаровское. Это самый быстрый вариант, и так мы пойдем только в том случае, если сильно отстанем от графика.

2) Верхом, через озеро Восход, озеро Палевское, озеро Узкое, озеро Воробьиное, озеро Промежуточное, Малое Макаровское и Партизанское. Про этот маршрут ничего толком неизвестно, кроме того, что он в принципе проходим. Оставляем в качестве запасного варианта.

3) Низом, через озеро Среднее Градуевское, Верхнее Градуевское, озеро Ламское. Именно этим маршрутом я и предлагаю идти. Ожидается некоторое количество волоков и обнос водораздела.

Где-то в районе озера Ламского можно будет заночевать.

Проходим всё озеро Макаровское, пролив Боковой, и, наконец, выходим на большую Вуоксу! Ночуем на одном из островов в районе залива Глубокого.

Если у нас есть запас времени (а он, скорее всего, есть), то плаваем по большой воде и выискиваем самый красивый остров. Возможно, им окажется остров Земляничный. Там устраиваем полдневки.

Дальше всё просто - проходим шлюз Гремучий, выходим в озеро Вуокса и так далее вплоть до Лосево.

Дополнительное чтение:
1) http://ktmz.boom.ru/library/wwte/len47/karelsk/vyborg1.html
2) http://tag.spb.ru/water/plechko/mayriver3print.html

Что тут скажешь, ведь примерно так всё и получилось! За исключением определенных нюансов, разумеется. В которых, конечно, вся соль.

Разведки в привычном для нас значении в этом году не было, далеко и лень, договариваться о лодках не надо, а значит и ну её. Вместо этого мы устроили тест нового для нас средства передвижения - байдарки. Выехали на пару дней в Лосево, где убедились, что способны байдарку собрать (с первого раза) и даже как-то на ней передвигаться (по синусоиде), а также отработали определенные теории относительно упаковки многочисленного багажа (наивные!).

В оставшиеся до похода дни мы успели убедиться в том, что третий экипаж никуда не поплывет, закупить кучу гермоупаковок, спасательных жилетов, неопреновой обуви и непромокаемых курток, собрать ремонтный набор для байдарок, расписать продуктовую раскладку и изныть в тоске, предвкушая неземные походные удовольствия. Наконец, поход начался!

Карта маршрута

Мой GPS-приемник всё ещё жив, и даже в некотором роде поднялся в статусе; будучи закрепленным на деке байдарки, он выполняет функции бортового навигационного комплекса. Неплохо звучит? А всего-то делов в петельке, продетой через шпангоут. Как бы там ни было, но у нас опять есть полный трек всего маршрута. В походе особенной пользы от трека нет, да и вообще сложностей с ориентированием не возникало, но как приятно его разглядывать дома, вспоминая, какая непролазная жопа стоит за каждым слепым отростком! В этом походе мы шли исключительно вперед, так что весь трек одним цветом:

На этот раз никаких петель! Зато хватает неудачных
попыток найти хоть как-то проплываемый путь.

Любопытствующие могут скачать подробный GPS-трек маршрута, наложенный на 500-метровую карту (.jpg, 10000x4000 px, 5.0 Mb). Файл получился громадный, но ужимать его не хочется - потеряются детали. Рассудим так: тем, кто этот маршрут пойдет, нужны все подробности, и качать эти пять метров они будут с радостью, ну а всем прочим подробная карта просто не нужна.

Обладателям gps-приемников могут пригодиться GPS трек маршрута в формате OZI Explorer и  список вэйпоинтов в формате OZI Explorer.

День первый (06.08.2006, воскресенье)
Начали движение в 14:30, закончили в 20:00, всего в пути: 5:30.
Пройдено 9.9 километров, средняя скорость 2.0 км/час.
Солнечно, жарко, ветер слабый и вообще погода замечательная!

Вот что значит качественное планирование! Всё продумали, всё предусмотрели - в результате всё получилось. Димка с Мишкой и Лесей погрузились в комфортную электричку (как потом оказалось, Леся чудом не опоздала - но ведь не опоздала же!), а мы с Андреем, забив всю машину походными причиндалами, бодро покатили по Выборгскому шоссе.

По пути - лесные пожары. Очень сухо, горит хорошо. Чем ближе к месту старта, там больше дыма. Обдумываю реальную перспективу собирать байдарки в условиях отсутствия пригодного для дыхания воздуха и плыть через пожары. Страхи, конечно, оказываются неуместными (нам всегда везет!) и на озере Смирновском о пожарах уже ничего не напоминает. Чтобы закрыть эту тему, скажу, что на протяжении всего маршрута столбы дыма мы видели нередко, но ни разу в непосредственной близости от нас. И через старое пожарище волочиться пришлось лишь раз.

Пальцево. Непосредственного подъезда к воде нет, единственное удобное для сборки байдарок место находится до элементарного просто - надо лишь перейти шоссе в том месте, где на него выходит идущая от станции дорожка. Там полянка, куда можно заехать и собрать байдарки, за ней метров двадцать тропинки и вода. На берегу несколько камней, спускать байдарки достаточно удобно.

груз доставлен, можно и отдохнуть!
груз доставлен, можно и отдохнуть!

Оставив меня вместе с байдарками и рюкзаками на растерзание стае летающих насекомых, Андрей отправился в Выборг, подбирать не успевших на дизель до Пальцево друзей. В компании с комарами, как известно, работа спорится, но даже так я успел собрать к их возвращению только половину каркаса первой байдарки - обернулись быстро. Ура! Этот момент, когда все участники похода в сборе, на месте старта, багаж доставлен, а ты более-менее уверен, что ничего не забыто - это момент особенный, когда можно, наконец, расслабиться, ведь организаторские заботы позади а предстоят дела исключительно приятные и понятные.

ну и что со всеми этими железками делать? а вот что!
ну и что со всеми этими железками делать? а вот что!
ну и что со всеми этими железками делать? а вот что!

байдарка - это конструктор для взрослых, собирать её интересно; <br> по крайней мере, первые два раза :)
байдарка - это конструктор для взрослых, собирать её интересно; <br> по крайней мере, первые два раза :)
байдарка - это конструктор для взрослых, собирать её интересно;
по крайней мере, первые два раза :)

Работаем! Первое дело - собрать байдарки. В своей байдарке я уверен, комплект полон, шкура без дырок, уже собиралась, а значит, в принципе собирабельна. С Мишкиной же такой уверенности нет, она совершенно новая, так можно ждать сюрпризов. Но нет, всё в порядке. Два часа и несколько ободранных пальцев, и байдарки собраны. Скажем спасибо Тритону.

инструкция на этом этапе строго необходима
инструкция на этом этапе строго необходима
инструкция на этом этапе строго необходима

Следующая задача - упаковать все многочисленные пожитки в гермы и распихать по байдаркам. Это не просто - ужасно мешают ноги, и у матроса, и у капитана. Я думаю так - в байдарке ноги не нужны, значит, следует их отстегивать на время перехода, можно, например, запихать их за первый шпангоут, всё равно это труднодоступное место обычно пустует. Впрочем, пока такой удобной опции упаковки у наших бренных тел нет, пришлось напрячь пространственное воображение. Подумали, ... сделали!

нет ничего ужаснее подвязки надувных бортов, особенно, если ты забыл протащить ремни за стрингера
нет ничего ужаснее подвязки надувных бортов, особенно, если ты забыл протащить ремни за стрингера
всё готово к спуску, байдарки собраны, загружены и подтащены к берегу! кажется, уже ничто не может нам помешать
всё готово к спуску, байдарки собраны, загружены и подтащены к берегу! кажется, уже ничто не может нам помешать

Груженая байдарка, особенно в начале похода - штука тяжелая. Эти первые двадцать метров до воды, можно сказать, первый обнос. А ведь мы ещё не знаем, что нас ждет дальше, наивные. Как поход начнется... Ну а пока - бодро до берега, байдарку в воду - плюх! Ура!

Андрей, помогавший нам до конца, отправляется обратно в город, мы же подтягиваем лямки спасательных жилетов, упаковываемся в байдарки и отгребаем. Поход начался (удивительно, почти по графику)!

[INIZIO, 60°45,8416’ N; 28°53,4037’ E] Самое начало озера Смирновского, узкое, заросшее камышом и очень красивое. Море эмоций: легкий ход байдарки, вода под ногами - так близко, как только можно представить, чувствуешь её всем телом, а ещё яркое солнце, блики, заросли тростника (они шумят!), запахи... В общем, свобода! То самое ощущение, которое заставляет нас ходить в походы ещё и ещё. Пролетаем озеро, не успев того понять. По карте впереди узкая протока, первое испытание гения нашего навигатора. Слева шумит небольшой каменистый слив, он очевидно непроходим, рядом в лодочке пасется рыбак. Справа есть очевидный просвет. Вопрос: куда плыть? Конечно же, направо! Все лоции успешно забыты дома, и мы плывем. Упираемся в болото, идем на разведку, убеждаемся, что дальше плыть совершенно точно некуда и возвращаемся. Конечно же, нам вверх по течению, туда, где через камни бурлит вода. Первое правило - тебе туда, (от)куда льется вода. Это, конечно, когда она есть, это вода... И хоть какое-то течение.

первые секунды похода, навигатор командует - вперед!
первые секунды похода, навигатор командует - вперед!
на подходах ко второму обносу [PROVODKA02]
на подходах ко второму обносу [PROVODKA02]

Это обнос [OBNOS01, 60°45,5306’ N; 28°56,9904’ E]. Видно, что обносят здесь часто, сначала поднять на камни, потом тропинка метров сто, и маленькая илистая бухточка. Полные оптимизма, несем байдарки, не разгружая. Это тяжело, и больше мы так не делаем никогда - только разгрузить-перенести-загрузить. Первый опыт: байдарка не всегда такая уж легкая, и спускать её приходится не всегда в таких уж удобных местах, и не всегда это так просто. За время похода мы достигли высочайших вершин в понимании этих простых истин.

Идем дальше. Жарит солнце, а вода так близко, и так хочется в эту воду залезть! Наконец, не выдержав искушения, пристаем [SWIMABIT, 60°45,3696’ N; 28°57,9498’ E] и купаемся. Бултыхаться в спасательном жилете интересно, и до конца похода я только так и купаюсь :)

в этих местах воды ещё относительно много, но то ли будет дальше!
в этих местах воды ещё относительно много, но то ли будет дальше!
в этих местах воды ещё относительно много, но то ли будет дальше!

Плывем дальше, кажется, там довольно красиво, узкие протоки, наконец, проводока [PROVODKA01, 60°44,8074’ N; 28°59,3364’ E]. Недалеко за ней на карте обозначена дорога, раз дорога, значит мост, раз мост, значит, скорее всего, проблемы. Так и есть. То, что начинается, как очередная проводка [PROVODKA02, 60°45,0330’ N; 28°59,9586’ E], на самом деле оказывается обносом. Протока прячется под мостом, дальше ещё метров на сто по руслу идет завал из камней и бревен. Думается, что в высокую воду это место проходимо, по крайней мере, по течению. В отличие от первого обноса. Выгружаемся на левый берег, дно довольно мерзкое, зато берег удобный. Несем байдарки через дорогу и дальше, через заросли малины, камни и заросшие финские фундаменты около ста метров до первой пригодной для спуска точки. Берег довольно высок, спускать приходится по камням, неудобно и сколько, первый раз роняем байдарку, но падение на острый камень с метра высоты хорошо проклеенный кильсон переносит без проблем.

радостно позируем на фоне препятствий
радостно позируем на фоне препятствий
радостно позируем на фоне препятствий

К этому моменту мы начинаем понимать, что вода действительно стоит невысоко. Плывем (а по большей части проводим) дальше по длинной, узкая протоке с высокими каменистыми берегами. Наконец проплыв под блестящей трубой [TRUBA, 60°45,3072’ N; 29°00,2808’ E], выходим в начало озера Кунье. На первый день достаточно, решаем мы, когда ещё будет хорошая стоянка? И встаем [NIGHT01, 60°45,7086’ N; 29°00,0162’ E]. Это полуостров, узкий и симпатичный. За дровами приходится побегать. Макароны с тушенкой (особенно вкусные с Леськиной чесночной приправой), палатки, спальники - ну теперь-то уж точно понятно, что поход начался!

каждый вечер байдарки вытаскиваются на берег
каждый вечер байдарки вытаскиваются на берег
сегодняшние труды завершены, дождаться заката и спать!
сегодняшние труды завершены, дождаться заката и спать!

День второй (07.08.2006, понедельник)
Начали движение в 12:20, закончили в 17:01, всего в пути: 4:41.
Пройдено 13.0 километров, средняя скорость 2.8 км/час.
Солнечно, жарко, ветер слабый и вообще погода замечательная!

Попытки вставать в походе рано утром и идти по графику остались в далеком прошлом, так что мы спим, пока спится, неторопливо едим, собираемся, и выходим на залитые солнцем просторы только к полудню. Отметим, что в прекрасном настроении! Никаких сюрпризов в озере Куньем, но вот оно заканчивается, по карте впереди, в сотне метров должен быть мост, но его нет! То есть, на самом деле он есть, но его не видно - несколько небольших островков и заросли тростника образуют небольшой лабиринт. С третьей попытки мы таки находим правильную протоку (ближе к левому берегу, но не заплывая в заливчик) и таки выплываем к мосту [MOST1, 60°48,1218’ N; 28°58,5846’ E]. Даже к паре мостов - новому и старому. Что приятно, под ними можно спокойно проплыть.

утренние виды со стоянки в Куньем
утренние виды со стоянки в Куньем
утренние виды со стоянки в Куньем

Уголок озера Соколиного ничем примечательным не запомнился, ровно, как и проводка в залив Метельный [PROVODKA03, 60°49,1580’ N; 28°59,9430’ E] (о ней я вообще ничего не помню). Несколько сбившись с курса, находим хорошую стоянку [PEREKUS02, 60°49,3788’ N; 29°00,6804’ E], где поглощаем килограмм сухофруктов и купаемся. Сориентировавшись, отправляемся на поиски в протоку, ведущую в озеро Сибирское. Протока узкая и плохо просматривающаяся, но находим мы её сразу. Воды немного, несколько раз приходится проводить [PROVODKA04, 60°48,9132’ N; 29°00,5688’ E] [PROVODKA05, 60°48,8538’ N; 29°00,6198’ E]. Само озеро симпатично, а на выходе из него, в очередной протоке, очередная проводка [PROVODKA07, 60°48,8082’ N; 29°01,4574’ E]. Все эти протоки похожи, у них приятное каменистое и песчаное дно, так что ходить по нему одно удовольствие. Формально, за протокой начинается озеро Большое Градуевское, но до чистой воды ещё довольно далеко - надо пройти длинный залив, весь забросанный огромными гранитными глыбами. Там красиво. Много хороших стоянок, и мы, решив не искать лучшей участи, располагаемся на одном из безымянных островков [NIGHT02, 60°48,6618’ N; 29°02,8008’ E]. Можно поспорить, но, пожалуй, это была лучшая стоянка за поход. Кстати, надо отметить, что в этом озере очень много камней, причем неглубоко; пару раз мы садились на них на полной скорости, байдаркам, однако же, это оказалось нипочем.

кто сказал, что байдарка - это неудобно?!
кто сказал, что байдарка - это неудобно?!
камни в Большом Градуевском - на любой вкус
камни в Большом Градуевском - на любой вкус

я хорошо разбираюсь в картах <br>(с) Фукс
я хорошо разбираюсь в картах
(с) Фукс
путевые заметки - ценнейший документ; утерян?
путевые заметки - ценнейший документ; утерян?

на привале можно делать много всего интересного!
на привале можно делать много всего интересного!
на привале можно делать много всего интересного!

Завтра предстоит сложный (мы ещё не догадываемся, насколько сложный!) переход в озеро Макаровское. Подумав, решаем идти низом, через озеро Среднее Градуевское и дальше. После чего спокойно засыпаем.

вах, как им тут уютно!
вах, как им тут уютно!
гроза дровов после трудов
гроза дровов после трудов

День третий (08.08.2006, вторник)
Начали движение в 12:00, закончили в 22:18, всего в пути: 10:17.
Пройдено 16 километров (+~10 км пешей разведки), средняя скорость 1.6 км/час.
Погода всё так же радует.

В этом походе получилось правильно распределить нагрузку. Первые два дня нагрузка увеличивается, последние два - уменьшается. Ну а посередине всё самое интересное!

Прогребаем озеро в сторону входа в Среднее Градуевское, решив срезать путь, продираемся через камыш между островами, и плотно знакомимся с Зеленой Камышеедкой. Камышеедка - это такой страшный зверь. Она живет на камышах в неисчислимых количествах и охотно валится на всё, что эти камыши потревожит - то есть на нас и на байдарки. Она ползает, ползает и залезает везде! А ещё у камышеедок бывает матка (как у чужих, которые aliens), но об этом после.

Никакой протоки мы не видим, только лишь ровный песочный берег, постройки на берегу и пару черных пятен, которые я идентифицирую, как трубы, куда искомая протока, вероятно и упрятана. Каково же мое удивление, когда одно из этих пятен встает, мотает хвостом и жалобно мычит! Вот так обознался! Но и протока тоже есть, она сразу же делает изгиб, и с воды её почти не видно. Очень мелко, и последние десять метров до берега приходится проводить, дно, впрочем, песчаное и очень приятное. Протока проплывается почти вся, за исключением одного участка [PROVODKA08, 60°47,5584’ N; 29°04,8846’ E], причем очевидно, что будь вода хоть немного выше, и проводить не потребовалось бы; дальше, извиваясь, она доводит до моста, за которым начинается озеро Среднее Градуевское. Вернее, это в высокую воду оно озеро, а сейчас - типичнейшее болото!

так называемое озеро Среднее Градуевское; вдалеке виднеется <br> Мишкина байдарка. для экономии сил мы разведывали варианты по очереди. <br> и, конечно, как всегда, в самые интересные моменты нам не до съемки...
так называемое озеро Среднее Градуевское; вдалеке виднеется <br> Мишкина байдарка. для экономии сил мы разведывали варианты по очереди. <br> и, конечно, как всегда, в самые интересные моменты нам не до съемки...
так называемое озеро Среднее Градуевское; вдалеке виднеется
Мишкина байдарка. для экономии сил мы разведывали варианты по очереди.
и, конечно, как всегда, в самые интересные моменты нам не до съемки...

здесь мы ещё полны оптимизма, да и грязи пока не так много
здесь мы ещё полны оптимизма, да и грязи пока не так много
здесь мы ещё полны оптимизма, да и грязи пока не так много

Скажем сразу, мы - не кисейные барышни, преодолевать препятствия мы любим и умеем. Но здесь мы увязли. Представьте: под тонким слоем воды, едва достаточным, чтобы утке было, где замочить ноги, начинается ил. Ил мягкий, липкий и бездонный. Два метра весла втыкаются в него, не встречая особенного сопротивления, за веслом на поверхность вылезают комки зловонной грязи. Проводить, да и вообще выходить из байдарки здесь нельзя, засосет. Мы уперты, и потому плюхаем дальше. Не плывем, конечно. Как здесь передвигаться? Просто: втыкаешь весло в ил, матрос делает то же с другой стороны. Синхронно всем весом давишь весло назад, байдарка, как лягушка, с всхлипом выпрыгивает из ила и плюхается на расстоянии полуметра. Вокруг густые заросли камыша. Это тоже лабиринт, и куда плыть - совершенно непонятно. Но мы пытается найти проход. Наконец, вода исчезает вовсе - вокруг только ил, двигаться невозможно. В момент очередного "гребка" пара килограмм липкой грязи отрывается от весла и плюхается мне на лицо. Это жопа, друзья. Любому терпению есть предел, и мы поворачиваем назад. Я ставлю точку [JOPA1, 60°47,2878’ N; 29°05,6676’ E]. Немного отдохнув, мы исследуем следующий просвет. И ещё один. Впрочем, оставим все эти ужасы за кадром. Скажу только, что окончательно сдались мы через пару часов, когда список жоп в gps достиг пяти экземпляров.

быть чистым (не быть слишком грязным?) - неотъемлемое право человека!
быть чистым (не быть слишком грязным?) - неотъемлемое право человека!

Вернувшись через протоку обратно, мы разделяем одно общее желание - помыться! Байдарки живо напоминают свинарник, как снаружи, так и изнутри. Про нас можно вообще не говорить. Эх! Отмывшись, и удивившись разросшемуся коровьему стаду (было две, стало пятьдесят) мы отправляемся на поиски верхнего пути в озеро Макаровское; как хорошо, когда есть запасной вариант! Перекусив и искупавшись на островке [PEREKUS03, 60°48,5682’ N; 29°04,2834’ E] (смыть с себя усталость совершенно необходимо), пересекаем всё озеро и вплываем в Нижнюю Липовку. Теперь-то мы знаем, почему она так называется: липовая это речка! В смысле, что нет её там! Почти...

Но начинается всё неплохо. Лилии, камыши и какая-никакая, но вода! Постепенно речка сужается, сначала до двух метров, потом до метра, потом до пятидесяти сантиметров. Потом речка высыхает. На карте я обозначил только одну проводку [PROVODKA09, 60°50,5254’ N; 29°04,7556’ E], на самом деле это недалеко от истины, вся речка - это одна большая проводка. По пояс в иле (слава богу, тут ил хоть не бездонный!), периодически проваливая по грудь, мы тащим лодки. Иногда вода чуть прибывает, иногда исчезает совсем. И самое-то обидное, что стоит вылезти из каньона реки, как ты попадаешь в совершенно райское место! Там удивительно красиво, огромные, в сотни квадратных метров, совершенно плоские глыбы под ногами, высохший мох и кусты, а дальше - равнина, может быть, когда-то там были финские поля, но сейчас там нет ничего и никого, а уж по контрасту с той грязью, из которой только что вылез - сказка! Но мы, распугивая с водопоя кабанов, тащим лодки дальше. Иногда ручей расширяется в холодные до ломоты, молочно-белые омуты (видимо, родники пробиваются через глину), полные рыбы, иногда зажимается камнями. Дно из илистого становится глинистым, что из этих вариантов хуже - так сразу не скажешь. В глину не так глубоко проваливаешься, но она очень сколькая, ноги из неё выдирать непросто, и грязная до ужаса - плохо смывается. Впереди завалы из бревен, что-то распиливаем, что-то перетаскиваем. Наконец, понимаем, что дальше никак - речка высыхает окончательно. Тут трэк навигатора пополняется замечательно, по-моему, описывающей ситуацию точкой [VOSTORG, 60°50,7618’ N; 29°04,8924’ E].

иногда дорогу перегораживает
иногда дорогу перегораживает
иногда воды становится больше
иногда воды становится больше

Что делать? Нам надо в озеро Восход, или, если туда никак, то в озеро Палевское, на обратную полупетлю. Разведка. Вокруг поля, разнотравье, воздух напоен запахами, вдыхать его само по себе удовольствие. Выясняем, что до озера Восход тащить крайне сложно, воды до него нет вовсе. Вероятно, есть смысл обнести сразу до Палевского, срезав оконечность петли маршрута, далеко, конечно, около трех километров, но что делать? Хорошо, что для начала мы разведываем и эту дорогу. Пронести-то можно, только вот воды с той стороны тоже нет! И это абзац. Потому, что остается только один путь - обратно в Большое Градуевское, по сути, туда, откуда мы сегодня утром стартовали. Загрузив байдарки, которые мы уже успели вытащить и разгрузить, чертыхаясь, отправляемся обратно через один раз уже пройденные препятствия. Наконец, выходим на чистую воду. Как мы по ней соскучились! Достаточно сказать, что по устью Липовки, довольно узкому и заросшему, мы гонялись наперегонки, и даже поставили рекорд скорости за этот поход. Пожалуй, к концу этого перехода мы были слегка не в себе.

замечательное поле, как раз через него мы и планировали обносить
замечательное поле, как раз через него мы и планировали обносить
замечательное поле, как раз через него мы и планировали обносить

Задор кончается так же неожиданно, как и образуется, остается одно желание - отдохнуть. Мы встаем в первом же пригодном месте [NIGHT03, 60°49,4244’ N; 29°05,5992’ E], на грязном островке. Но нам всё равно. Каким-то образом ещё умудряемся приготовить в темноте еду и отрубаемся.

День четвертый (09.08.2006, среда)
Начали движение в 13:25, закончили в 21:39, всего в пути: 8:14.
Пройдено 9.4 километров (+~8 км пешей разведки), средняя скорость 1.1 км/час.
Чуть прохладнее, но всё равно тепло!

"А неплохо мы вчера вломили! А уж как сегодня-то вломим!" - это утренний оптимизм во мне говорит. Действительно, предстоит тяжелый день. Перед нами всё та же задача - попасть в озеро Макаровское. Два варианта опробованы, остался последний - напрямую, длинным обносом через озеро Лунное и дальше через озеро Малое Макаровское.

Первым делом плывем в Малое Градуевское, путь лежит через пролив Длинный Проход, а вода стоит так низко, что проводить приходится даже там. Ориентируемся на ЛЭП, она делает изгиб в том месте, где должен начинаться ручей, вытекающий из озера Лунного. Место находим, ручей не находим. Выгружаемся на удобный пляжик [VOLOK-A, 60°48,3672’ N; 29°07,2096’ E], отправляемся на разведку. Результат: от ручья не осталось ничего - он пересох по всей своей длине. Видимо, в высокую воду нам пришлось бы обнести только начало ручья, каменные завалы протяженностью метров в сто, по удобной дороге. Увы, в этот раз нам придется обносить до озера, это около полукилометра, причем большую часть нести придется вдоль русла ручья через густой лес. Радует только то, что все болота высохли. Попытки найти обозначенную на карте просеку, ведущую в ту же сторону, успехом не увенчались. Если она когда-то и существовала, то очень давно заросла.

по крайней мере, это красивый обнос!
по крайней мере, это красивый обнос!
по крайней мере, это красивый обнос!

тот самый поворот ЛЭП
тот самый поворот ЛЭП
возвращаемся с разведки
возвращаемся с разведки

а вот и ручей! плывем?
а вот и ручей! плывем?

Тащим. Байдарки длинные, цепляются за ветки и не желают пролезать между деревьями. Не хотят, а придется! Очень греет то, что это не "Пеллы" :)

отдых на половине пути
отдых на половине пути
отдых на половине пути

В озеро лодки спускаем с камня, это единственное удобное место [VOLOK-A-END, 60°48,4504’ N; 29°07,6628’ E] (искать в тростнике справа от входа в ручей). С непередаваемым удовольствием переплываем все двести метров озера, где опять выгружаемся [VOLOK-B, 60°48,4812’ N; 29°07,9008’ E], на этот раз, на болотистый берег, и отправляемся разведывать следующий волок. Расстояние примерно такое же - полкилометра, зато дорога лучше: есть относительно прямая тропинка.

вид на Лунное с места спуска, хоть немножко, но проплыть!
вид на Лунное с места спуска, хоть немножко, но проплыть!
а это уже на другом берегу, десять минут спустя
а это уже на другом берегу, десять минут спустя

отдых на половине пути из Лунного до Малого Макаровского; <br> последняя фотография в этот день, увы, в самые <br> интересные моменты у нас другие заботы
отдых на половине пути из Лунного до Малого Макаровского; <br> последняя фотография в этот день, увы, в самые <br> интересные моменты у нас другие заботы
отдых на половине пути из Лунного до Малого Макаровского;
последняя фотография в этот день, увы, в самые
интересные моменты у нас другие заботы

Примерно на полпути есть удобная полянка, откуда можно полюбоваться высокими и острыми камнями; эти акульи зубы ростом с человека, сгруппированы во что-то вроде стоунхеджа. Зрелище удивительное и завораживающе красивое. Заканчивается обнос на заболоченном берегу Малого Макаровского [VOLOK-B-END, 60°48,5652’ N; 29°08,2914’ E]. Ура!

Всё Малое Макаровское проплывается, и это такая приятная неожиданность! Дальше нам надо пересечь дорогу и пробраться в некое безымянное озеро, протока на карте обозначена, но никаких иллюзий мы уже не испытываем. В самом конце озеро Малое Макаровское разделено узким мысом, его легко заметить, он весь рыжий - сосны после пожара, то ли чуть живые, то ли совсем не живые. Сначала мы оставили этот мыс слева, надеясь найти протоку, или, на худой конец, волок вдоль неё. Вместо того мы уперлись в очередное илистое болото, где пришлось поставить точку [JOPA6, 60°47,9286’ N; 29°09,2298’ E]. На самом деле надо было обходить мыс слева, там можно нормально пристать [VOLOK-C, 60°47,9508’ N; 29°09,3864’ E] и обнести пятьдесят метров до воды. Нести пришлось по свежему пожарищу, но, хорошо, недалеко. С другой стороны ещё один заболоченный берег [VOLOK-C-END, 60°47,8728’ N; 29°09,4416’ E].

Увы, долго плыть не придется, до начала волока на озеро Партизанское [VOLOK-D, 60°47,8620’ N; 29°09,5658’ E] буквально пятьдесят метров. Это очередная пересохшая протока, на этот раз c удобным каменистым дном. Нести можно прямо по ней. Донесли, радуемся! Хотя нет, ещё не радуется. Надо как-то спустить на воду байдарки. Подход к воде очень плохой [VOLOK-D-END, 60°47,8218’ N; 29°09,7194’ E], метров двадцать болота, знаете, такой густой травяной ковер, под которым ещё бог знает сколько воды и ила, который прогибается у тебя под ногами, норовя прорваться? И чем ближе к воде, тем он тоньше, так, что ближе, чем на пять метров к воде не подойти. Делать пришлось следующее: загрузить байдарки в нескольких метрах от среза воды, загрузить туда матросов, а потом, подложив под ноги пару березок, чтобы было, от чего отталкиваться, столкнуть по травяному ковру на воду. Капитан в последний момент прыгает на корму и заползает на свое место.

Что там было в озере Партизанском, я уже не могу вспомнить, бесконечные волоки и разгрузки-погрузки сливаются в памяти. К этому моменту все устали, и, как это обычно с нами бывает, отбросили всё лишнее, сконцентрировавшись на цели. Подплываем к очередному препятствию, молча, слаженно и очень быстро выкидываем вещи, отрешенно тащим байдарки, грузимся и плывем дальше. Никаких эмоций, избыточных движений и слов - всё это требует энергии, а лишних сил нет. Эта та стадия, на которой комаров уже не замечаешь.

За Партизанским очередная высохшая протока [VOLOK-E, 60°47,6682’ N; 29°09,9612’ E], вокруг большие плоские камни, и это хорошо, ведь так надоело месить ил. Волок короткий, спуск на воду [VOLOK-E-END, 60°47,6376’ N; 29°10,0410’ E] на удивление хорош - чистая каменная плита плавно уходит под воду, в десяти метрах от кромки воды набирается, может сантиметров двадцать глубины.

Очередное безымянное озеро, здесь мы, наконец, убеждаемся, что идем верно: озеро пересекает ЛЭП, она здесь одна, так что ориентир верный. Провода гудят, или, скорее, трещат, плыть под ними ... необычно. Вход в следующую протоку [VOLOK-F, 60°47,4348’ N; 29°10,3261’ E] скрыт зарослями тростника, его сложно заметить. Воды там тоже нет, очередной обнос, по руслу, около трехсот метров. Это последнее препятствие на этот день, в это сложно поверить, и даже радоваться сил уже нет. Мы в заливе озера Макаровского [VOLOK-F-END, 60°47,3538’ N; 29°10,4298’ E], по берегам много стоянок, некоторые из них так оборудованы, что напоминают, скорее, дачные участки. Домики, баньки, не говоря уже о cтолах и скамейках. Становиться на чьем-то обжитом месте не хочется, да и не очень приятно, если лес воспринимается чистым, то вот такое место - однозначно грязным. Наконец, находим приемлемое место на мысу [NIGHT04, 60°47,1150’ N; 29°10,7478’ E], где и обретаем заслуженный отдых.

День пятый (10.08.2006, четверг)
Начали движение в 13:35, закончили в 21:38, всего в пути: 7:59.
Пройдено 28.6 километров, средняя скорость 3.6 км/час.
Переменная облачность, так что купаться хочется не постоянно, а только раз каждые два часа.

утренние заботы на стоянке
утренние заботы на стоянке
утренние заботы на стоянке

бараньи лбы, острова - перешеек во всей красе!
бараньи лбы, острова - перешеек во всей красе!
бараньи лбы, острова - перешеек во всей красе!

Кажется, что всё сложное осталось позади, я даже лелею крамольную мысль, что больше обносить и проводить нам не потребуется. Конечно, я ошибаюсь. До входа в пролив Боковой [VOLOK-G, 60°47,5362’ N; 29°13,1310’ E] всё идет замечательно, но тут с нами случается мост, а это, конечно, обнос, правда, небольшой [VOLOK-G-END, 60°47,5572’ N; 29°13,1994’ E]. На карте пролив обозначен довольно широким, на самом же деле он узок и больше похож на протоку, впрочем, всё проходимо вплоть до проводок [PROVODKA13, 60°47,4348’ N; 29°15,3744’ E] и [PROVODKA14, 60°47,4612’ N; 29°15,9462’ E]. Что это за препятствия, я вспомнить никак не могу. Видимо, что-то не очень сложное. Наконец, перед самым выходом в большую Вуоксу, наш путь перегораживает небольшая плотина [VODOPAD, 60°47,4528’ N; 29°16,1070’ E]. Видимо, стараниями тех же финнов. Скажем им спасибо, потому как, думаю, без этой плотины весь залив Боковой был бы сплошным непролазным болотом. В заводи перед плотиной плещутся стаи окуней (эх, там бы порыбачить!), а вода переливается через край и падает где-то с метра высоты. Да, здесь есть течение! За последние дни мы от такого отвыкли. Небольшой обнос.

заводь перед плотиной
заводь перед плотиной
заводь перед плотиной

гладь заводи и резкий перепад
гладь заводи и резкий перепад
гладь заводи и резкий перепад

Залив Глубокий! Вот, вот где издевательство! Без сомнений, назвали его так в издевку, потому как средняя глубина этого очень немаленького залива не превышает полуметра. Вода очень мутная, дно глинистое. Но это уже простор, видно далеко, и уж сама-то Вуокса не могла пересохнуть, правда?

На небольшом пляже перекусываем [PEREKUS05, 60°47,7924’ N; 29°19,2576’ E], после чего решаем идти через протоку между островами Вольный и Извилистый. Как бы не так. Вязнем в заливе Синицын, глубина плавно сходит на нет, и до протоки мы просто не доходим. Но нет худа без добра, хоть мы и зашли в тупик, но смогли полюбоваться необычным природным явлением. Вот плывешь ты, под тобой пятнадцать сантиметров прозрачной воды, дальше глинистое дно. А на дне странные рисунки, что-то абстрактное, как будто бы прочерченное палочкой: это длинные линии, десятки метров длиной, закрученные в спирали, пересекающие друг друга [RAKUSKI, 60°47,6022’ N; 29°19,6086’ E]. Первая мысль была, что это след от киля первой байдарки, но нет, быть того не может. Вторая - следы каких-нибудь донных рыб, ершей или карасей. Но нет, рыб-то не видно. И тут мы замечаем, что в этих линиях, колее на дне, лежат ракушки. Даже, вернее, не лежат, а скорее воткнуты. Большие таким раковины, некоторые с ладонь размером, грамм пятьдесят весом. Я так и не понял, двигались ли они при нас, но то, что это их работа - несомненно. Оказывается, эти моллюски, они вовсе не так неподвижны, и могут довольно резво ползать. Очевидно, что эти следы не пережили бы сильного ветра, а значит, эти метры они проползли за несколько часов. Такая малость, но я очарован, неожиданность со стороны таких привычных, казалось бы, созданий!

Но хватит восторгов, до протоки не дойти, значит, придется делать крюк. И мы плывем искать проход. Лезем в протоку между островами Извилистый и Воробей - без шансов, всё заросло тростником. Перед островом Зеленый - аналогично. Наконец, находим протоку ближе к острову Темный, и что же вы думаете? Нам приходится волочить байдарки посреди Вуоксы! Уровень воды так низок, что остров Темный слева не обойти! Но вода недалеко, и мы, привычно хлюпая по глине, перетаскивается в основное русло. Наконец-то можно плыть.

За спиной остался хороший такой крюк, километров в пять, а мы плывем вперед, по плану ночевка должна быть на острове Геройский. Устав, мы пытаемся найти стоянку поближе, но без успеха. На безымянном острове около мыса Серебристый что-то не так, ещё несколько попыток тоже к успеху не приводят. Так мы доплываем до Геройского, и обходим его справа. На Геройском стоянок нет! Нет вообще, этот остров так густо зарос лесом, что к нему и пристать-то нормально нельзя! Дикое место, уверен, в гуще леса на Геройском живут дриады, сатиры и прочая нечисть. Возможно, что и призраки партизан.

Нелегкий день, очень хочется встать. Но негде! На берегу рыболовная база, кучи людей и строений; попытка встать на мысу Луговом - неудача, место негодное. Наконец, решаем подняться обратно, против течения (а оно здесь сильное, местами очень) между северным берегом и островом Озовый. Именно так и надо было идти с самого начала. Стоянок много, и неплохих. Правда, почти все заняты - сказывается близость базы. Пристаем к острову, решаем искать пешком. Находим приемлемое место, выгружаемся. Димка гуляет дальше и находит место ещё лучше! Грузимся и переплываем туда. Разгружаемся. Я прохожу чуть дальше, и нахожу замечательное место [NIGHT05, 60°46,1010’ N; 29°25,9644’ E]! Под мое честное слово, что больше ничего искать не стану, перебираемся туда. Лучшее враг хорошего, но в этом случае получилось неплохо. Высокий берег, отличный вид на стремнину. Только с дровами тяжело.

В этом месте весело купаться, течение сильное, но у самого берега противоток, то есть у берега тебя несет в одну сторону, отплываешь чуть дальше - несет в другую.

День дался нелегко, много пройдено, накопилась усталость. Леська к концу дня чуть жива, мы лучше, но не принципиально. А на следующее утро с нами случился эффект пятого дня...

День шестой (11.08.2006, пятница)
Начали движение в 15:12, закончили в 20:44, всего в пути: 5:31.
Пройдено 21.4 километров, средняя скорость 3.9 км/час.
Легкая облачность, довольно сильный, в целом попутный ветер.

Эффект пятого дня - это своего рода кризис похода. Накапливается усталость, организм, наконец, понимает, что надо перестраиваться на новый режим работы. Всё это выливается в подавляющую слабость, когда руку тяжело поднять, не говоря уже о том, чтобы дрова наколоть. А вечер перед кризисом обычно богат разного рода безумствами. Впрочем, об этом не будем :)

утренние сборы
утренние сборы
утренние сборы

видно течение
видно течение
а это уже у Гремучего
а это уже у Гремучего

Ничего странного, что вышли мы уже в четвертом часу. Первое препятствие (или, если угодно, развлечение) - шлюз Гремучий. Если когда-то шлюз там и был, то сейчас о нем ничто не напоминает. Широкий слив, небольшой перепад, и очень много воды. Он гремит, это правда. Мы пристали слева от порога, полюбоваться и выработать план прохождения. План не потребовался, кроме общих соображений, что надо держаться центра потока. Красиво! Противоположный берег застроен богатыми домами, везде таблички: частная собственность, не высаживаться. Ну и ладно, главное, что проплыть можно. Отплываем, разворачиваемся и вперед! Здорово! Вода несет, байдарку захлестывает, брызги в лицо! Безопасно и увлекательно. Было бы не лень, обнесли бы по берегу и спустились ещё раз. Пройти порог в обратном направлении на байдарке невозможно, но есть место для обноса.

ща мы здесь как поплывем!
ща мы здесь как поплывем!
ща мы здесь как поплывем!

Это наш первый порог. Первый байдарочный поход, первый порог. Совсем простой, наверное, без категории сложности, но сам факт! И нам понравилось.

Дальше, по течению, по ветру, вперед! Чем ближе к Барышево, тем больше народа. Остров Телячий и берег напротив кишат отдыхающими, много хороших стоянок, но занято всё! Остров Близкий, Камышовый, Песчаный - та же ситуация. Любимый остров Мишки мало того, что кем-то занят, так там ещё и построено что-то вроде дачи. Леська и Димка соскучились по благам цивилизации, так что мы пристаем в Барышево и они отправляются за [PIVO, 60°41,4540’ N; 29°35,8380’ E] и мороженым. Вечереет и холодает. Сильный ветер, и, ожидая волн на плесе, надеваю юбку; это тоже в первый раз, и одевается она очень неохотно. Волны действительно перехлестывают, но я остаюсь сухим, решение было принято верное. Форсировав плес, прикрываемся берегом и ищем стоянку. Занято, занято, наконец, свободно! Небольшой островок, с воды стоянку не видно [NIGHT06, 60°40,4010’ N; 29°41,5134’ E].

солнце заходит, а мы готовимся ужинать
солнце заходит, а мы готовимся ужинать
солнце заходит, а мы готовимся ужинать

И ведь неплохое оказалось место! Вокруг непролазный тростник, маленький пляж, пятнадцать метров тропинки до полянки. Удивительнее всего стол и скамейки, аккуратные, собранные не из подручных средств, а из приличных досок и толстой фанеры. Пустой ящик из под водки под столом, конечно, уже не так удивляет. В этот вечер мы варили глинтвейн, долго сидели и говорили за жизнь. Именно здесь мы узнали про матку Зеленых Камышеедок. Она ходила кругами вокруг нас, шелестела тростником и явно примерялась нами полакомиться. Каким-то чудом мы уцелели. Возможно, потому, что после глинта нам уже ничто не было страшно :)

День седьмой (12.08.2006, суббота)
Начали движение в 14:32, закончили в 17:05, всего в пути: 2:30.
Пройдено 7.1 километров, средняя скорость 2.9 км/час.
Переменная облачность, сильный встречный ветер.

ночная бабочка захмелела в котле из-под глинтвейна; <br>элементы комфорта: Леська варит кофе
ночная бабочка захмелела в котле из-под глинтвейна; <br>элементы комфорта: Леська варит кофе
ночная бабочка захмелела в котле из-под глинтвейна;
элементы комфорта: Леська варит кофе

утренний Димка
утренний Димка

Вчера мы думали, что легко дойдем до конца маршрута за один день, что можно расслабиться. Как бы не так! Волоки и проводки позади, но в байдарочном походе бывают и другие интересности! Например, ветер и волны. Стоило нам обогнуть мыс, как ветер задул всерьез. Тут уже не приходилось выбирать, надевать юбки, или нет, волны перехлестывали байдарки по всей длине. Это интересно. Интересно резать волны носом, когда матроса захлестывает, но он рассекает грудью волну так, что капитану достается только то, что перехлестывает матроса через плечи; интересно идти боком, когда тебя болтает и норовит перевернуть, интересно болтаться в волнах на мелкоте. Разнообразие. Но утомительно, и мы, ощущая определенную воздушность (ещё бы, когда так продувает!), рано пристаем на ночлег [NIGHT07, 60°39,7050’ N; 29°48,2136’ E].

когда-то это было дном, сейчас - пляж
когда-то это было дном, сейчас - пляж
когда-то это было дном, сейчас - пляж

Леська мочит ножки
Леська мочит ножки
Димка протирает фильтр
Димка протирает фильтр

первым делом лодки, вторым - кофе
первым делом лодки, вторым - кофе
первым делом лодки, вторым - кофе

Мыс Заветный, широкий песчаный пляж (удивительно, но чуть позже мы осознали, что этот пляж обычно является дном, а настоящий берег в двадцати метрах; уровень воды в Вуоксе упал на метр!), очень симпатичная стоянка. Вообще это территория какого-то охотничьего хозяйства, или что-то вроде, о чем нас известили местные ребята, гурьбой гуляющие туда обратно мимо наших палаток (оказалось, что там проходит популярная тропинка). Но никто не был против, хотя нас и пытались пугать некими загадочными "хозяевами". В целом, хорошее место, только вот люди всё портят.

видно, как сильно упал уровень воды; <br> когда-то с этих мостков ловили рыбу...
видно, как сильно упал уровень воды; <br> когда-то с этих мостков ловили рыбу...
видно, как сильно упал уровень воды;
когда-то с этих мостков ловили рыбу...

До глубокой ночи сидим и болтаем ни о чем. Хочется дождаться, пока уйдут все местные, да и поход завтра заканчивается, и времени осталось так мало, жалко тратить на сон!

я
я
Леська
Леська

я
я
Мишка
Мишка

День восьмой (13.08.2006, воскресенье)
Начали движение в 11:07, закончили в 14:02, всего в пути: 2:54.
Пройдено 12.5 километров, средняя скорость 4.3 км/час.
Переменная облачность, сильный встречный ветер.

Леська вылила кофе себе на ногу, ей хорошо!
Леська вылила кофе себе на ногу, ей хорошо!
Мишка ничего себе на ногу не вылил, но и ему хорошо!
Мишка ничего себе на ногу не вылил, но и ему хорошо!

Ветер не утихает, но делать нечего, собираемся и плывем. Расстояние небольшое, но сильный встречный ветер сильно мешает, и к финишу мы реально выматываемся. Ничего интересного, если не считать дырки в моей байдарке. Вообще, за эти семь дней чего мы только с ними не делали, байдарки всё вынесли; вообще слухи об их непрочности сильно преувеличены. Обносы через лес, столкновения на полной скорости с камнями, сучья и бревна, да что там, даже волок груженой байдарки с матросом и капитаном! Всё это не нанесло значительных повреждений ни каркасу, ни шкуре. Очень помогает хорошая проклейка, и сам материал прочен. Но вот в последний день моя байдарка таки продырявилась. Как именно, мне остается только гадать, но, судя по всему, на берегу, об острые сучья. На ночь мы всегда вытаскиваем байдарки на берег, видимо, в этот раз как-то особенно неаккуратно поставили. Но не важно. В результате получилось так: волны, ветер, до берега километр, до финиша три километра, а в байдарке всё прибывает и прибывает вода. Сначала я списывал это на волны, сколько-то воды просачивается и через юбки. Но когда вода дошла до щиколотки, я начал сомневаться. Потом всплыли неопреновые боты, а вода стала заливать сидения... В общем, мы решили грести до конца, и к финишу [FINALE, 60°40,5492’ N; 30°00,4488’ E] в лодке было литров сто воды. Тоже, в своем роде, новое впечатление.

финиш: групповое фото на фоне Лосевского порога
финиш: групповое фото на фоне Лосевского порога

упаковка и погрузка; <br>эх! пустил свою испанскую футболку на протирку байдарок, <br>впрочем, её всё равно уже было не спасти
упаковка и погрузка; <br>эх! пустил свою испанскую футболку на протирку байдарок, <br>впрочем, её всё равно уже было не спасти
упаковка и погрузка;
эх! пустил свою испанскую футболку на протирку байдарок,
впрочем, её всё равно уже было не спасти

Вот и всё. Лосево, или, вернее, поселок Варшко, пляж, разнообразные девушки в купальниках, каякеры, рафтеры, цивилизация! Отпустив Димку с Лесей на электричку домой, мы с Мишкой, как ответственные капитаны, остались разбирать байдарки и дожидаться Андрея с машиной. Андрей приехал, помог нам упаковаться и увез обратно в город. Поход завершился.

привет, Андрей, пока, Вуокса!
привет, Андрей, пока, Вуокса!

Пройденная дистанция - 120 километров.

We'll be back!

Скачать карту маршрута в высоком разрешении (.jpg, 5 Mb)
Скачать GPS трек маршрута в формате OZI Explorer (.plt, 230 kb)
Скачать точки маршрута в формате OZI Explorer. (.wpt, 9 kb)

Также читать:

Вернуться к началу страницы [Просмотров: 29384] [0.047] [Комментариев:2] Вернуться к началу страницы