exelenz.ru

Финляндия 2010: байдарочный поход

[Просмотров: 3411] [12:30:00//07-08-2010] [Комментариев:4]

Идея сплавать в поход по Финляндии принадлежит Мише, и была озвучена, кажется, ещё в 2005 году. Тогда это казалось малореальным, но вот спустя пять лет осуществилось, причем легко и непринужденно. Как это ни смешно, но походы по удаленным частям родной Ленобласти требуют более сложной заброски.

С чего начинается подготовка к походу? Понятно, с чтения интернетов!

Удивительное дело, о байдарочных походах по Финляндии отчетов в сети нет. Вообще! Есть отчет о походе на парусном катамаране, есть пара англоязычных отчетов — туристы из Германии и Великобритании покупали туры на каяках, но это не совсем то, и информации полезной немного.

В общем, отбросив напрашивающееся объяснение (русские в водные походы по Финляндии не ходит), я делаю оптимистичный вывод, что отчет окажется востребованным :)

Маршрут:

Критерии: маршрут должен быть доступен и несложен, так как нам предстоит байдарочно освоить новую для нас страну, и это само по себе может представлять определенные сложности.

Это сейчас все более-менее ясно, а в процессе планирования похода мы с Мишей оказалось в непростой ситуации: есть целая новая страна, возможностей море, но с чего начать — непонятно. Стали читать финноязычный интернет, нашли несколько предложений платных туров на каяках с описанием маршрута, выбрали ближайший к границе сбалансированный река/озеро и приняли его в качестве рабочего варианта. Как оказалось, попали удачно.

озеро Naarajärvi (неподалеку от города Pieksämäki) — река Naarajoki — озеро Niskajärvi — озеро Vehvaa — река Rantojoki — озеро Pyhäluoma — плотина (обнос) — озеро Pitkäsjärvi — река Nykälajoki — озеро Orjuu — озеро Kyyvesy — пролив Rauhasalmi — озеро Rauhajärvi — канал Läsänkosken Kanava (обнос или проводка плотины) — залив Vuojaselkä — залив Hasanselkä — пролив Vanhosalmi — пролив Pälväsalmi — залив Likoselkä — залив Vasikkaselkä — залив Kotalahti — город Otava

Естественным образом возник вопрос планирования стоянок. Поначалу не было никакой ясности, известно было лишь то, что в Финляндии почти вся земля в частной собственности, что жечь костры в неподготовленном месте нельзя, и что, вроде бы, на велосипедных (а может быть и водных) маршрутах встречаются специально оборудованные стоянки.

Вскоре мы наткнулись на упоминание о Everyman’s Rights, видоизмененном древнем законе, согласно которому встать лагерем на одну ночь мы можем где угодно, даже на частной земле. При условии, что мы не мешаем хозяевам, т.е., нас не видно из окон дома. Это вселило некоторую уверенность.

Наконец, в описании сходного маршрута мы наткнулись на упоминание, что одна из стоянок будет через 22 километра от старта, и ещё одна через 38. С этой информацией мы уже достаточно смело смотрели в будущее.

Что можно сказать сейчас, когда мы вернулись из похода и увидели, как все на самом деле? Рассчитывать стоит именно на подготовленные стоянки, они встречаются примерно каждые десять километров. Есть резон перед походом заказать через интернет туристическую карту с отмеченными стоянками.

Скажем спасибо сайту http://www.wildcanoe.com/, лучшему ресурсу на тему с англоязычной версией. Кроме пройденного нами маршрута там есть описание и карта маршрута по озеру Сайма со стартом и финишем в Анттоле.

Заброска и выброска:

Поначалу, пока не было уверенности, что получится въехать со своими байдарками, мы рассматривали вариант аренды каяков на месте. В этом были определенные плюсы — мне, например, давно хочется поплавать на сияке-одиночке. Но стоимость аренды (€200 на человека) и перевозки каяков к точке старта и от точки финиша (€180), помноженная на накладываемые ограничения отвратила нас от этой идеи.

Вариантов заброски достаточно, но если ехать со своими байдарками, то удобнее всего арендовать микроавтобус — чтобы колесами прямо от крыльца и в воду. Что мы и сделали. Времена, когда мне нравилось таскать байдарку на спине, увы, прошли.

Заказом транспорта занимался Миша, и его выбором мы остались довольны. На правах рекламы: фирма Baltic Business Travel (www.bbtravel.ru). И туда и обратно нас вез водитель Денис на Ford Transit с кондиционером. Лодки и все наши грузы заняли всего лишь половину багажного отсека, а на восьми пассажирских местах четверым нам было исключительно просторно. На будущее: в целях экономии можно брать попутчиков.

Расходы на дорогу составили:
Металлострой — Санкт-Петербург — Pieksämäki: 12000 р.
Otava — Санкт-Петербург — Металлострой: 7000 р.
Со стоимостью обратной поездки получилось смешно, но об этом потом.

Одним из тревоживших поначалу вопросов был провоз байдарок через границу, имело место мнение, что могут возникнуть проблемы, в частности, если судно не имеет номера и регистрации в ГИМС. Часть вопросов снял следующий документ:

Приложение N 2 к перечню товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов
...
6. Оборудование для занятий водными видами спорта: каноэ, каяки, байдарки, ялы; парусные суда, гребные лодки, паруса, весла; доски и паруса для серфинга и виндсерфинга; водные лыжи.

Остальные вопросы отпали на границе: байдарки везти можно, и никого они не тревожат. И даже декларировать не обязательно (по крайней мере, нам на выезде декларация не потребовалась).

Карта маршрута:

Все это очень похоже на Карельский перешеек.
Что и неудивительно.

Любопытствующие могут скачать подробную карту маршрута с наложенным на нее GPS-треком (.jpg, 4000×12000 px, 14 Mb).

В комплекте GPS-трэк маршрута в формате OZI Explorer и список вэйпоинтов в формате OZI Explorer.

Кроме того, полезными оказались онлайн-карты Финляндии:

  • Детальная и удобная: http://www.retkikartta.fi/.
  • Не такая удобная, с аналогичной картографической основой, но предоставляющая возможность переключиться с логического слоя на исключительно детальную аэрофотосъемку, что очень полезно для просмотра маршрута: http://kansalaisen.karttapaikka.fi/.

Состав экипажей:

Ящерка
Свирь-H «Ящерка» (зеленая)
Иван и Саша


Ящерка
Свирь-H «Морской Еж» (синяя)
Миша и Зина

День 1. 17 июля 2010 года, суббота.
заезд

В городе уже несколько недель жара. Все разъезжаются: я в поход, Марина с Сашкой в пансионат. Сашке годик, и в лодочный поход она с нами уже ходила; наверное, следующим летом я буду готов взять её и в байдарочный. К одиннадцати подъезжает такси, и, проводив жену с ребенком, я остаюсь один. У меня ещё час на то, чтобы неторопливо закончить сборы.

На удивление спокойно. Транспортом занимается Миша, я просто пассажир. Не пропустят на границе? Никаких проблем, поплаваем вместо Финляндии по Ладоге. Что-то пойдет не так? Пусть, близких с собой не везу и отвечаю только за себя. Получаю удовольствие, голова ни о чем не болит.

События происходят с некоторым опережением плана, в половину одиннадцатого утра автобус приезжает в Пушкин к Мише с Зиной, а уже в полдень мы выезжаем со Светлановского в полном составе. Микроавтобус комфортный, места много, водитель адекватный, жизнь прекрасна.

На превьюшки можно кликать, за ними лежат большие фотографии. Большая часть фотографий Зинина, меньшая, соответственно, вашего покорного слуги.
На превьюшки можно кликать, за ними лежат большие фотографии. Большая часть фотографий Зинина, меньшая, соответственно, вашего покорного слуги.

Где-то на полпути к границе попадаем в ливень, но до цели ещё далеко, и там погода наверняка другая. Ближе к трем подъезжаем к границе (Светогорск-Иматра), очереди нет, и обе таможни проходим всего за двадцать минут. Миша заполняет таможенную декларацию, куда вписывает обе байдарки. Хочется быть уверенным, что проблем на выезде не будет.

NB. Надо было зайти в duty-free, но как-то забылось. В обратном направлении магазина беспошлинной торговли на этом пропускном пункте нет.

Ну что же, мы в Финляндии, и ничто нашим планам больше не угрожает. Осталось единственное важное (и приятное) дело, которое очень желательно сделать по пути к точке старта: закупка еды. Дело в том, что ввоз в Финляндию молочных и мясных продуктов запрещен, так что мы без тушенки и сгущенки; необходимо закупить финские аналоги на замену. Это и здорово — будет что-то новое в рационе! В супермаркет в Иматре мы не попали, Денис проскочил нужный поворот. Вместо этого заезжаем на заправку ABC, там неплохой магазин. Шоппинг! Еда! Незнакомая, и потому особенно интересная! С энтузиазмом кидаем в корзину все банки, где нарисовано мясо (как оказалось, половина банок с тунцом; нет, товарищи, но кто же так рисует тунца?!!!), варенье взамен сгущенки (увы, нет у них сгущенки), копченую колбасу и овощи на первый день пути.

Миша: Кстати, вторая половина банок была с ветчиной. Тушенки в Финляндии то ли нет, то ли мы ее не нашли. А варенья в следующий раз надо брать побольше.

Теперь мы полностью готовы, и с чистой совестью продолжаем путь.

Дороги хорошие, хотя ограничения скорости непривычно жесткие. Денис едет по GPSу, и тот ведет его по грунтовкам через леса. А ведь хорошие грунтовки! И вот где-то ближе к семи (шести по местному, мы переводим часы и до конца похода живем по финскому времени) группа бравых туристов уже на месте [F10LOMATRIO, 62°16,4926’ N; 27°02,8019’ E].

Немного о выборе точки старта (и первой стоянки). С самого начала было понятно, что на первый день планировать переход не стоит, даже если не учитывать неопределенность со временем прохождения таможни, прибываем мы не рано, сборка байдарок занимает время, и отплыть до темноты не получится. Искать же стоянку в незнакомой стране ночью... не хочется. Значит, автобус должен выгрузить нас в таком месте, где с гарантией можно будет поставить палатки и переночевать. Так и родилась идея ночевки в кемпинге.

Кемпинг Ломатрио (Lomatrio Camping Site, Kangasniementie 18, FIN-56850 Naarajärvi) оказался именно таким, как мне представлялось по аэросъемке. Указатели начали встречаться за несколько километров, и пропустить столь значительное по местным меркам явление было просто невозможно.

На весь комплекс (ощутимых размеров) обнаружился единственный представитель персонала: барменша, она же продавец в магазине, она же администратор — симпатичная финская девушка с вполне внятным английским. Заплатили по €15 за палатку. Это первый раз в нашей практике, когда мы платим за стоянку. Сложное переживание. Впрочем, вопрос: «за что же я заплатил свои семь с половиной евро?» вскоре получил убедительный ответ. Просторная кухня, туалет и горячий душ несомненно того стоят.

Миша: На кухне в кемпинге мы так и не смогли включить электроплитку. Уже потом выяснилось, что для ее работы должен быть обязательно включен таймер :-). На будущее.

на кухне было даже оливковое масло (не говоря уже о соли, горячей воде и моющих средствах)
на кухне было даже оливковое масло (не говоря уже о соли, горячей воде и моющих средствах)
на кухне было даже оливковое масло (не говоря уже о соли, горячей воде и моющих средствах)

Нашими соседями по лагерю оказались русские, так что на первых порах было непросто поверить, что мы в Финляндии: природа родная, говорят вокруг по-русски. Вечер ушел на сборку байдарок («Морской Еж» собирался из рук вон плохо, тогда как «Ящерка» собралась на удивление гладко), исследование местных удобств и обильный ужин (так и не доели).

Ах, да! Лицензия на рыбалку. Конечно, мы не могли отправиться в поход без этого волшебного документа. На этот раз у нас большие планы, ведь в кои-то веки среди участников есть мой единомышленник! Саша большой энтузиаст рыбной ловли.

Лицензию покупаем прямо в кемпинге, лицензия какая-то странная, стоит шесть евро и не вызывает доверия. Девушка, продавшая нам её, честно сообщает, что ничего про рыбалку не знает, но думает, что этого нам будет достаточно. Решив, что формальности на этом соблюдены, тему закрываем.

лицензия на рыбалку

NB: Туристическую карту маршрута можно было бы купить в туристическом бюро Пиексямяки, но нет уверенности, что оно работает в воскресенье, и добираться не слишком понятно как.

День 2. 18 июля 2010 года, воскресенье.
Начали движение в 11:40, закончили в 19:37, перекус 0:30, всего в пути 7:24.
Пройдено 25 км, средняя скорость на переходе 3.5 км/ч.

Встаем относительно рано. Погода успела перемениться: стало пасмурно и ветрено. Собираемся, помогает нерастраченный ещё задор и Мишина фирменная геркулесовая каша с вишней. К полудню заталкиваем последние гермы, надеваем юбки, оглядываемся на гостеприимный берег и отплываем в, как кажется, неминуемый дождь...

До входа в речку Naarajoki около полукилометра вдоль правого берега озера Naarajärvi. Река узкая, с завалами, но для байдарки везде проходима. На входе несколько мелей. Течение незначительное, ощущается только в узостях. Берега болотистые, заросшие густым лиственным лесом, подступающим к самой воде (кроме тех нередких случаев, когда река течет через большие болота — тогда вокруг только трава).

Ландшафт на этом переходе однообразен, река извивается, поворачивает, иногда петли спрямляются искусственными каналами (зачем финны их вырыли?!). Дождь так и не пошел, зато покусывают слепни и комары.

Аккуратность во всем нас окружающем приятно радует, например, каждая проходящая над рекой линия электропередач обозначена ярким знаком с указанием расстояния до поверхности воды. Особенно доставил знак над узким и заваленным участком реки, где каяк-то с трудом проходит. Восемь метров! Это и мачтой можно не бояться зацепить. Но правило есть правило, раз должен висеть знак, значит, висит. И это славно.

Еще одним сюрпризом становится то, что водный маршрут размечен. По берегам, а иногда и прямо в воде стоят столбы со знаками желтого цвета, обычно они указывают направление движения в неочевидных (если можныт быть что-то неочевидное на речном маршруте) случаях. Эти знаки сопровождают нас первые два дня пути, после чего постепенно редеют а на больших озерах вовсе исчезают.

на фотографиях все очень красиво
на фотографиях все очень красиво
на фотографиях все очень красиво

жаль, что я был не в состоянии эти красоты нормально воспринимать
жаль, что я был не в состоянии эти красоты нормально воспринимать
жаль, что я был не в состоянии эти красоты нормально воспринимать

И тут сразу же вспоминаются провода над Вуоксой, у Кузнечного, например, где они провисают до метра над водой и никаких знаков, конечно, нет.

Я уже не говорю о «скворечниках» по всему маршруту (интересно, кстати, для каких птиц эти домики). Вот плывешь ты, как кажется, посреди бескрайнего болота, а тут тебе скворечник, а через сто метров — ещё один. Саша предположил, что в них камеры, через которые бдительные экологи наблюдают за русскими туристами :)

Как потом станет понятно, это самый «дикий» участок нашего маршрута. Дальше начинаются озера и широкие протоки, там берега застроены. На этом участке берега реки заболочены, так что у коттеджей нет шансов.

По берегам встречаются оборудованные стоянки, всего три или четыре за переход. Некоторые устроены прямо в болоте, на сваях. Лучшая стоянка [F10NISKANIVU, 62°10,6151’ N; 27°04,1086’ E], обнаруживается в нижней части петли Нарайоки, и по первости (мы ещё не привыкли к оборудованным стоянкам) поражает нас уровнем комфорта. Удобный понтонный причал, туалет с отдельной кабинкой для колясочников, бревенчатый навес, печка и запас дров — какая-то невероятная роскошь по туристическим меркам! Есть соблазн встать, но прошли ещё мало, и товарищи прочат злой комарятник ближе к вечеру. Перекусив, продолжаем маршрут.

поиск подобных знаков, обозначающих стоянку, станет для нас любимым спортом на ближайшие семь дней
поиск подобных знаков, обозначающих стоянку, станет для нас любимым спортом на ближайшие семь дней
поиск подобных знаков, обозначающих стоянку, станет для нас любимым спортом на ближайшие семь дней

комфортно и красиво, надо бы венуться на это место и пожить здесь денек, рыбу половить...
комфортно и красиво, надо бы венуться на это место и пожить здесь денек, рыбу половить...
комфортно и красиво, надо бы венуться на это место и пожить здесь денек, рыбу половить...

Лишь к вечеру, к самому концу перехода, речка заканчивается. Пройдя чуть больше двадцати километров, мы выходим в озеро Niskajärvi. Пора искать стоянку, что мы и делаем довольно долго, бросаясь от берега к берегу, но везде натыкаясь на финские дачи. Наконец, встаем на малюсеньком каменистом островке [F10BARREN, 62°12,6564’ N; 26°59,6884’ E], прямо напротив выхода из Нарайоки. С точки зрения Саши «стоять здесь невозможно», но сил искать что-то лучшее уже нет. Кое-как вытаскиваем байдарки на камни, с трудом находим место для палаток.

Градусник рапортует о значительном превышении норм температуры моего организма, что объясняет, почему я так хреново чувствовал себя весь этот день. Съев каких-то таблеток, заваливаюсь спать, на этом день для меня заканчивается. Всю ночь идет дождь.

День 3. 19 июля 2010 года, понедельник.
Начали движение в 11:46, закончили в 20:30, перекус 0:30, всего в пути 8:14.
Пройдено 26 км, средняя скорость на переходе 3.2 км/ч.

Все совсем не плохо! Дождь вежливо закончился перед подъемом, спалось хорошо, места для палаток оказались вовсе не ужасными, а сам островок — очень даже милым.

Кажется, пришло время для исповеди... Боюсь, мы окончательно испортили и так не больно-то светлый образ русского туриста в кемпинге Ломатрио. Увы, но мы, пусть и непредумышленно, стащили оттуда две ложки - столовую и чайную. Красть ложки! Как пошло! Фу! Как тут оправдаешься? Никак! И это чудо, что на границе зоркие финские пограничники не сказали нам строго - "мы знаем эти ложки, они похищены из кемпинга! вас ждет суд, строгий и справедливый, и не видать вам больше финской визы!". Обещаю, если я когда-нибудь буду в тех краях, вернуть ложки в двухкратном размере количестве!

Неторопливо собираемся, и к полудню выходим. Проходим через малозаметный, частично заросший пролив между большим островом и берегом.

Двигаемся по безымянной протоке до озера Vehvaa, затем по реке Rantojoki до озера Pyhäluoma, и, наконец, останавливаемся на перекус перед плотиной в Porsaskoski [F10LUNCH2, 62°11,4376’ N; 26°56,5979’ E]. То, что впереди плотина, становится понятно несколько позже — после пешей разведки подозрительного шума впереди. С автомобильного моста видно саму плотину и указатель для байдарок, указывающий налево.

вид с автомобильного моста: на озеро и на плотину
вид с автомобильного моста: на озеро и на плотину
вид с автомобильного моста: на озеро и на плотину

Подплыв к указателю, и продолжив по указанному направлению, упираемся в причал [F10PLOTINA, 62°11,4218’ N; 26°56,4841’ E], примыкающий к зданию, нависающему над плотиной. Наверное, раньше там была мельница или небольшая электростанция. Становится ясно, что впереди волок.

Поднимаем лодки, и в очередной раз офигеваем приятно удивляемся. Действительно, предстоит перетащить лодки и грузы примерно на пятьдесят метров по аккуратно подстриженной траве. Стоит знак, запрещающий разбивать лагерь, рядом уточнение, что место для стоянки в пятистах метрах за плотиной. Рядом лежит удобная тачка (!) для облегчения участи туристов. И, наконец, стоит бревенчатый стенд с картой, на которой размечен весь маршрут от Pieksämäki до Kangasniemi и обозначены все стоянки! Для нас это воистину бесценная находка, так как теперь мы можем планировать переходы с куда большей уверенностью.

эта карта, на самом деле, из Koskentila Estate; оптимизация места :)
эта карта, на самом деле, из Koskentila Estate; оптимизация места :)
эта карта, на самом деле, из Koskentila Estate; оптимизация места :)

мне втемяшилось загрузить лодку на причале и спустить её на воду методом немилосердного сброса (высота над водой - сантиметров 70)
мне втемяшилось загрузить лодку на причале и спустить её на воду методом немилосердного сброса (высота над водой - сантиметров 70)
мне втемяшилось загрузить лодку на причале и спустить её на воду методом немилосердного сброса (высота над водой - сантиметров 70)

Завершив волок, пересекаем озеро Pitkäsjärvi и продолжаем движение по реке Nykälänjoki. Река расширяется в озеро Palvalampi, на берегах симпатичные коттеджи [F10GOODCOTTAGE, 62°10,3043’ N; 26°56,4816’ E], и я делаю для себя заметку: снять жилье и отдохнуть в Финляндии всей семьей.

непонятное сооружение и вид на плотину с обратной стороны
непонятное сооружение и вид на плотину с обратной стороны
непонятное сооружение и вид на плотину с обратной стороны

Вообще, удивляет контраст малолюдности и цивилизованности (читай: плотности застройки) берегов озер и рек. Маленькие дачки и коттеджи встречаются повсеместно.

Вспоминается анекдот:

«Два финна встречаются, один спрашивает:
-Я слышал, ты построил дом?
-Таа, построил.
-И сколько в нём комнат?
-Отнаа.
-Почему одна?
-Меньше не имело смыслаа...»

Как оказалось, сюжет жизненный. Дома все небольшие — одна-две комнаты, аккуратно вписаны в ландшафт, и с воды их часто вообще не видно. Причал, иногда лодочный сарай, несколько клумб с цветами, домик — вот и вся дача. Привычных по окрестностям Питера дворцов не видел ни разу. И это славно. Мне такой подход близок и понятен. Видимо, для финнов дача не является предметом похвальбы и соревнования.

Очевидным следствием застройки стал особый режим поиска стоянок. Если на Ладоге, например, увидев симпатичный «бараний лоб» и сосновый лес можно уверенно туда грести — место для стоянки найдется, то здесь такой подход не работает: все симпатичные места застроены. Если берег не застроен, то либо он совсем уж недоступен (острова недоступными не считаются), либо это болото. И тут очень в тему оказываются специально обученные места для стоянок.

Так что кругом цивилизация и строения. Людей, правда, вообще не видно. Дома, дома, целые хутора... И никого! Иногда возникает странное ощущение, кажется, что всех людей съел Ктулху и мы тут одни остались, плаваем, ничего не знаем...

Вернемся к маршруту. Река здесь спокойная, разливается широкими заводями. Благостно мечтая о хорошей рыбалке (а места просто напрашиваются) прогребаем до автомобильного моста [F10BRIDGEPOROG, 62°08,7842’ N; 26°58,3114’ E]. Впереди шумит, и, как оказывается после просмотра, под мостом порожек, продолжающийся небольшой шиверой. Проходим. Сложности не представляет, зато обеспечивает желанное разнообразие.

Сразу за мостом, если верить карте, которую мы сфотографировали у волока, должна быть стоянка. И действительно, в ста метрах за мостом по правому берегу, мы видим долгожданный знак [F10KOSKENTILA, 62°08,6097’ N; 26°58,4371’ E]. Наличествует причал, информационный щит и дорожка, ведущая вдоль берега. В принципе, мы готовы встать. Увы, все оказывается не так просто. Сначала мы замечаем знак «стоянка запрещена», потом замечаем запрет на рыбалку без специальной лицензии, и, наконец, поднявшись к дороге, мы осознаем, что находимся на территории Koskentila Estate (www.koskentila.com), где все классно, но далеко не бесплатно. В большом старинном доме обнаруживается хозяин, и из беседы выясняется следующее. Ночевка стоит десять евро с палатки + 8 евро с человека, палатки можно ставить только на стриженом газоне прямо за домом. Река до выхода в озеро Orjuu находится в частной собственности (по словам хозяина — принадлежит его семье уже больше пятисот лет), и здесь, якобы, лучшая форелевая рыбалка в Финляндии. Лицензия стоит 50 евро за день, ловить предполагается нахлыстом, и, как честно признается этот благообразный финн, по нынешней жаре на улов рассчитывать не стоит. От необходимости платить деньги за стоянку как-то коробит (это же не по правилам — деньги в походе вообще не должны иметь смысла и значения!), и мы решаем плыть дальше. Половить форель, конечно, большое искушение, но если клева все равно нет... На прощание хозяин проводит небольшую экскурсию по дому, которому уже около двухсот лет. Потолочные балки, бревна стен, зал и громадная печь впечатляют.

До выхода в озеро Orjuu нас ждет серия из четырех порогов и шивер, пролетаем их быстро и весело. Становится понятно, почему здесь вольготно живется форели. Может быть, реку ещё и искусственно зарыбливают.

Озеро Orjuu заросшее, с заболоченными берегами. Пройдя под мостом в Nykälä (перед мостом есть знак стоянки, но он перечеркнут — что бы это не значило) мы, наконец, выходим в первое на нашем маршруте большое озеро: Kyyvesi, или, вернее, в его залив: Pilkanselkä. Уже вечереет, и мы торопимся встать на стоянку. Увы, обозначенную на карте организованную стоянку мы не находим (судя по всему, до стоянки мы просто немного не дошли, но, с другой стороны, если я правильно расшифровываю знаки, стоянка платная), и, после получаса поисков, становимся на мысу Pilkanniemi [F10BARREN2, 62°05,8799’ N; 26°59,3786’ E]. В нашем распоряжении симпатичный «бараний лоб» и старое кострище.

Где-то на порогах ощутимо порвали шкуру (не утопли только потому, что разрыв оказался заткнут гермой), завтра утром будем клеиться. Наконец-то дело доходит до рыбалки — ещё не совсем стемнело, и у нас остается час клева. Устроившись на камне, ловим. Рыба внезапно есть! Саше достается два неплохих подлещика, значит, будет уха.

День 4. 20 июля 2010 года, вторник.
Начали движение в 13:37, закончили в 16:22, всего в пути 2:45.
Пройдено 8.5 км, средняя скорость на переходе 3.2 км/ч.

Встав рано, долавливаю мелочи на уху. Увлекшись, бужу всех на час позже запланированного времени. Уха, ремонт шкуры и общее торможение приводят к тому, что выходим мы только в полвторого.

стояночные занятия
стояночные занятия
стояночные занятия

Сильный ветер, ощутимо качает. Просторы постепенно разворачиваются, ветер, соответственно, тоже усиливается. Прикрывшись небольшим островком около острова Laussaari [F10WINDYEAT, 62°02,6788’ N; 27°00,5218’ E], перекусываем. Продолжаем плыть, прикрываясь от ветра всегда, когда это получается делать. Это приводит к неожиданному, но очень приятному побочному эффекту: мы замечаем знак стоянки. Из интереса решаем пристать... И находим то, что станет лучшей стоянкой [F10VAVESAARI, 62°01,8496’ N; 27°01,4694’ E] (и единственной полудневкой) на этом маршруте.

Приблизившись, обнаруживаем два удобных причала. Высадившись, исследуем. Это небольшой узкий, каменистый островок, из которого финны умудрились сделать отличную стоянку. В наличии бревенчатый навес, стол со скамейками, дровяной сарай, колун, пила, туалет и места для палаток. Посовещавшись, решаем остаться — уж больно здесь хорошо, особенно по контрасту с дальнейшим движением по озеру, где штормит уже всерьез. Название острова, Vavesaari, созвучно погоде. Пройдено было всего восемь с половиной километров.

Встав лагерем, осознаем, что у нас ещё куча времени, а спокойная бухточка с подветренной стороны соблазняет кувшинками. Ловим с причалов и камней, комфортно и успешно. Клюет, я бы сказал, бешено. Поклевка следует сразу же после заброса. Спустя полчаса после начала лова начинает клевать хорошая рыба, подлещики, крупный окунь, а Саша вытаскивает язя (долго идентифицировали, решили что это либо исключительно крупная плотва, либо язь; по возвращению разобрались: язь). Мое же коронное переживание случилось ближе к концу ловли: клюнула какая-то мелочь, а мелочь схватила щука. Вываживал её несколько минут, пока Саша бегал за подсачеком. Налюбовался. Увы, в последний момент она-таки перекусила леску и ушла. Ну а чего можно было ждать от лески 0.14 без поводка? В общем, вечер удался!

Какая-то сумасшедшая щука (или ещё кто-то) несколько раз набрасывалась на Сашин поплавок в момент заброса, попытки выловить этого кого-то на спиннинг оказались безуспешны. Я ещё покидал маленькую блесенку с камней, но результат тоже был нулевой. В общем, клев закончился. Можно подвести итог: рыбы много! Нет браконьеров, сети ставят мало и со смыслом, вот и результат. А как бы там ловилось, если бы было время нормально прикормить место! Очень обидно за Вуоксу.

Вечер, впрочем, ещё не закончился. Устроили ночные посиделки у костра, напекли блинов (в хозяйстве стоянки нашлись даже сковородки!) и выпили глинтвейна. Жаль только, что не получилось устроить здесь дневку...

День 5. 21 июля 2010 года, среда.
Начали движение в 13:13, закончили в 22:44, перекус 0:30, всего в пути 9:00.
Пройдено 29.5 км, средняя скорость на переходе 3.3 км/ч.

Присоленная на ночь рыба утром пошла в уху. Еле поместилась в котел. Места осталось на стакан воды, пару картошек и луковицу. Получилось очень вкусно. Ели за столом, с отличным видом на плес. Завтрак затянулся.

Миша: Надо будет запомнить эту технологию с предварительно засолкой. Как оказалось - это существенно вкуснее.

осталяю послание дружественным путешественникам
осталяю послание дружественным путешественникам

На большинстве стоянок в шкафчике хранится тетрадь, куда туристы могут что-нибудь записать; обычно это востроги и благодарности. Больше всего впечатляет то, что ранние записи датированы 2005 годом (а на одной из стоянок сохранился старый том, так там - 2002 годом!). И за все эти годы никто карандашик не украл, а тетради не порвал и не пустил на растопку. Чтение интересное, больше всего записей на финском, но немало немцев и обнаружилась единственная запись из России.

Пошел мыть посуду, но не удержался, и взял с собой спиннинг. Покидал, поймал окуня. Отпустил — куда его одного такого. Это оказалось единственным уловом за весь поход на спиннинг (в который, к слову сказать, Саша так и не поверил, и даже рыбные руки его не убедили :)). Получается, что лицензию можно было и не покупать — ловля на поплавковую удочку бесплатна.

Ветрено, хотя и не так, как вчера, очень возможен дождь. В планах пересечь все озеро Kyyvesi, то есть пятнадцать километров через плесы, бросками по паре километров от острова к острову. Запаковываемся непромокаемо и отправляемся.

В тот момент, когда мы отваливаем, из-за острова появляется чужой каяк-двойка. Это первая встреча на маршруте; в каяке финны — парень и девушка. Обмениваемся приветствиями на английском, переходим на русский, и, пожелав доброго пути, расходимся.

Перед выходом на большую воду заплываем на стоянку на мысу Tahtiniemi [F10TAHTINIEMI, 61°58,7462’ N; 27°03,4825’ E]. Там плохо — илистое дно, гнилая вода и осиное гнездо рядом с информационным щитом.

Переход через озеро проходит без осложнений, хотя дождь, конечно, выбрал именно это время, чтобы пролиться. Впрочем, не дождь и был. От острова к острову, добираемся до фарватера (обозначен хорошо различимыми красными и зелеными бакенами), и дальше держимся его вплоть до входа в пролив Rauhasalmi. В километре от входа по левому берегу замечаем очередную стоянку. За проливом озеро Raujanjärvi, по правому борту опять стоянка, но мы двигаемся дальше — у нас большие планы, ведь если мы хотим дневку (а мы хотим!), то переходы надо увеличивать.

Наконец, входим в канал с чудесным названием Läsänkosken Kanava. Канал прямой, довольно широкий, с сильным течением — плывется по нему просто замечательно. На полпути причаливаем к правому берегу за автомобильным мостом [F10SHOP?, 61°54,5612’ N; 26°55,0568’ E]. На берегу небольшой малинник и стол со скамейками на возвышении. Чуть дальше стоянка для дальнобойщиков (которым в Финляндии запрещено проводить за рулем больше 8 часов без перерыва) с удобствами. Миша отправляется на разведку (вообще-то была идея добраться до магазина и пополнить запасы сахара, который уже почти весь съелся — без сгущенки он уходит намного быстрее) и нашел неподалеку кемпинг, рассчитанный все на тех же дальнобойщиков. Собрав всю малину и поев ветчины, продолжаем путь. Так хотелось половить на быстрине! А нельзя.

Мы уже выучили полезное финское слово koski, то есть пороги, и, соответственно, догадывались, что от Läsänkoski стоит ожидать чего-то бурного. Но на самом деле все оказалось куда хуже. В этом месте канал расходится четырьмя рукавами, густо заваленными камнями, и имеет несколько метров перепада. В высокую воду, наверное, можно было бы рискнуть пройти по большему из рукавов. Сейчас же, увы, это невозможно. Альтернатива — волок, примерно 600 метров по правому берегу по дороге. Тачки нет. Вернее, есть, но она сломана. Долго ходим и облизываем этот порог, наконец, я предлагаю ещё одну альтернативу: провести по дальнему рукаву — он спокойнее. Проводим. Однако проводка одной лодки занимает час, и вторую мы, плюнув на все, обносим. Уже темнеет, а нам ещё искать стоянку. Обнос занимает около получаса.

Волок размечен, начало его [F10VOLOK2, 61°54,5288’ N; 26°54,6017’ E] отмечено хорошо различимым знаком, снабжено пристанью (на которой можно замечательно посидеть на заботливо поставленных стульях и полюбоваться рыбой, вольготно плавающей под причалом) и информационным щитом. Что мне непонятно, так это почему же финны, со своей заботой о байдарочниках, не освободили от крупных камней самый узкий, правый проход? Тогда вместо нудного волока был бы интересный и быстрый сплав.

Пройдя еще несколько шивер, выходим в залив Vuojaselka озера Puula. По правому берегу должна быть стоянка, и мы ищем её, параллельно любуясь красивейшим закатом. Уже почти в темноте находим искомое [F10LIKONIEMI, 61°55,5862’ N; 26°50,2699’ E]. Стоянку совсем не видно с воды, и только ярко-желтый знак выводит нас на место. Неприятный сюрприз, стоянка занята. Мы уже как-то уже привыкли, что стоянки всегда свободны, и вообще, никто кроме нас ими не пользуется :) Но делать нечего, темно, и мы, вежливо испросив разрешения (и получив его), встаем рядом.

Стоянка хорошая, если не считать того, что в пятидесяти метрах от нее начинаются дома и того, что место подготовлено только под две палатки. Вообще, насколько я мог заметить, оборудованные стоянки в Финляндии обычно рассчитаны на 2-3 палатки. Чтобы не мешать аборигенам, встаем в отдалении, в лесу. Тесновато, зато до воды буквально пара метров, и плеск волн отлично убаюкивает. Уже в полной темноте готовим ужин, после чего заваливаемся спать. Это был тяжелый день.

День 6. 22 июля 2010 года, четверг.
Начали движение в 14:19, закончили в 21:45, перекус 2:40, всего в пути 4:44.
Пройдено 18.5 км, средняя скорость на переходе 3.9 км/ч.

Наконец, знакомимся с нашими соседями по стоянке. Это семья (папа, мама и сын лет 12-и) из Германии. В Финляндии они завершают свой длительный отпуск, а до того они уже успели поплавать по Швеции и где-то ещё. В процессе беседы выясняется, что у них есть туристическая карта. Это замечательно, потому что, начиная с сегодняшнего дня, мы сходим с размеченного маршрута и расположение стоянок на оставшихся переходах нам неизвестно. Переснимаем карту и благодарим небеса за подарок.

Дует сильный встречный ветер. Утро проходит в спорах — плыть сегодня или устроить дневку. С одной стороны, мы устали, а место для дневки нормальное. С другой, рыбалки здесь нет — наветренная сторона и сильное волнение, а что без рыбалки делать целый день? Наконец, решающим соображением становится следующее: если ветер не стихнет и завтра, то мы просто не успеем пройти маршрут, так что сегодня надо идти и пройти столько, сколько сможем. И мы поплыли.

Шесть километров против сильнейшего ветра вымотали так, как целый день хода. Ветровая обстановка в проливе, куда мы стремились с некоторой надеждой, увы, не обрадовала — ветер разгонялся по нему, как по огромной трубе, и стал чуть ли не сильнее. В один прекрасный момент с меня сдуло кепку (Морской Еж её героически спас), и, сочтя это знамением свыше, мы тут же причалили к берегу [F10WINDYWAITING, 61°52,4993’ N; 26°51,3848’ E]. К вечеру-то ветер должен стихнуть? Уж лучше идти ночью, чем так.

Место оказалось довольно удачным. В маленьком заливчике, частично закрытом от ветра, получилось закрепить байдарки, а в двадцати метрах от берега обнаружилась небольшая лесная полянка. Место поначалу показалось совсем диким, но вскоре обнаружились остатки ограждения с колючей проволокой, и, затем, второго — с изоляторами, и, судя по всему, когда-то бывшего под напряжением. Что это, зачем — непонятно. За ограждением ничего нет — такой же лес. Не похоже, чтобы заграждения остались со второй мировой, но и военной базы там тоже вроде бы как нет. Сейчас я склоняюсь к тому, что когда-то это была защита от животных. Ограждения невысокие, а по проводу мог быть пропущен неопасный, но ощутимый ток.

Воспользовавшись случаем, приготовили суп и обстоятельно пообедали. Вообще, с супами как-то не очень у нас получалось в этом походе, а есть их все же надо; по крайней мере, мой желудок на горячий обед реагирует одобрительно. Миша с Зиной нашли чернику, и отправились собирательствовать, мы же с Сашей завалились восполнять дефицит сна. Спустя два с половиной часа ветер немного стих, и мы продолжили путь, радуясь спасению от толп кусачих муравьев.

Все так же против ветра прогребли несколько безымянных заливов, прошли под мостом на остров Vijlakkalansaari, прошли залив Hasanselkä, пока, наконец, не сделали паузу на острове [F10ISLAND, 61°46,9490’ N; 26°53,4895’ E] со створным знаком в заливе Vanhosalmi. Экипаж «Морского Ежа» к этому моменту окончательно растерял задор (что забавно, мы на «Ящерке» наоборот вошли в ритм, и были готовы грести ещё долго — до следующей размеченной стоянки), так что остановка внезапно переквалифицировалась в стоянку. Остров очаровал нас огромным, плавно уходящим в воду камнем, по которому так удобно вытаскивать лодки. В остальном это обычная неподготовленная лесная стоянка, скорее удачная, чем нет.

Прошли за день мало, а это значит, что дневки не будет. Саша расстроен — отмена дневки означает, что по-настоящему порыбачить в походе не придется.

День 7. 23 июля 2010 года, пятница.
Начали движение в 10:44, закончили в 17:12, перекус 1:20, всего в пути 5:08.
Пройдено 21 км, средняя скорость на переходе 4 км/ч.

Опять ветрено, и становится понятно, что решение не делать дневку на шестой день было исключительно разумно. Задача на этот переход — встать на хорошую стоянку как можно ближе к Отаве. По карте у нас по пути стоянок будет три штуки, так что выбор есть.

Встали раньше обычного, с тем, чтобы все же устроить полудневку и половить рыбу. К одиннадцати мы уже на воде. Выходим в залив Eteläselkä, идем до острова Pohjoisniemi, на берегу за ним должна быть стоянка. С первого захода не находим, чуть позже встречаем табличку прямо на створном знаке, сообщающую, что стоянку мы, оказывается, оставили позади. Решаем, что возвращаться и потом опять грести против ветра нам совершенно не хочется.

Миша: Как раз в этот день был северо-западный ветер, который на большей части пути был попутным. Хорошо помню, что я это вычитал в прогнозе и мы предыдущим вечером все гадали, сбудется или нет. В итоге на следующее утро ветер действительно переменился в правильную сторону - пока ты готовил завтрак, кажется. Другое дело, что "Ящерка" под этим попутным ветром довольно сильно рыскала по курсу. Более легкий "Морской Еж" местами летел просто как на крыльях.

Далее опять идем вдоль фарватера, через пролив Pälväsalmi в залив Likoselkä. Здесь вторая из сегодняшних стоянок, и она на месте. Высаживаемся [F10KARHUKALLIO, 61°42,5394’ N; 26°58,2940’ E].

Стоянка необычная, она устроена на самом конце каменистого мыса, открыта всем ветрам и не имеет причала. В нашем случае, при ощутимом волнении, причаливать неудобно. Кроме того, она вся устроена на склоне, т.е. плоских мест нет. Для палаток предусмотрен дощатый настил. Место есть для двух палаток, но настил старый и частично изломанный. Решаем, что это не наш идеал и, пообедав, двигаемся дальше.

Проходим залив Vasikkaselkä, затем безымянный прямой пролив и выходим в залив Heposelkä (встречаем несколько катеров, и даже замечаем какой-то каяк на горизонте), прямо к третьей (и последней) стоянке [F10SUSINIEMI, 61°41,4705’ N; 27°02,0237’ E]. Издалека стоянка производит замечательно впечатление, она устроена на каменистом полуострове, справа от которого образуется спокойный заливчик. По более тщательному рассмотрению оказывается, что все не так славно: оборудована стоянка по финским меркам скудно (нет туалета, нет дров, а палатки ставить затруднительно), залив мелкий (особенно не порыбачишь), а дно илистое. Тем не менее, встаем — место красивое, и на Вуоксе я бы был от него в восторге. Зажрались :)

Ставим палатки, от идеи ночевать прямо под навесом я отказываюсь, узнав, что ночью похолодает до +10 и будет дождь. В лесу обнаруживается черника в ощутимом количестве: набираем целый котелок; Саша с ограниченным успехом ловит рыбу. Вечером печем блины (с мятой черникой — мммм!; жаль сахара почти нет) и греем ещё вина, все это частично примиряет с неизбежностью скорого окончания похода и условным несовершенством стоянки.

Немного о финских бревенчатых навесах на стоянках. Распознаются они легко — четыре бревенчатых стены, сильно покатая крыша; самая высокая стена частично вырезана, перед ней обычно обустроено место для костра. По-фински они называются laavu, в английской версии информационных щитов их обычно называют «lean-to shelter». До меня не сразу дошло, что это место для ночевки, так что использовать их по назначению не пришлось (когда дошло — как раз резко похолодало). Вообще же идея представляется здравой, и в будущих походах в хорошую погоду я намерен избавить себя от мороки с установкой палатки. Подозреваю, что эти замечательные строения лапландского происхождения.

День 8. 24 июля 2010 года, суббота.
Начали движение в 11:50, закончили в 13:17, всего в пути 1:27.
Пройдено 6.5 км, средняя скорость на переходе 4.3 км/ч.

Всю ночь шел дождь, но к подъему он прекратился. Похолодание, обозначившееся вчера вечером, ожидаемо усугубилось. Вылезать из палатки в эти (предположительно) +10 градусов очень не хотелось. Сложно поверить, что в Петербурге, в каких-то 350 километрах, жара, +35.

Ходу на этот день осталось всего шесть километров, так что торопиться особенно некуда. Есть, впрочем, фактор неопределенности: нам потребуется такая стоянка около Отавы, куда можно будет подъехать на микроавтобусе. Есть надежда найти кемпинг на берегу, но никакой определенности.

Одев все теплое и непромокаемое, отправляемся в путь. Гребется плохо, накопилась усталость. Дождь висит в воздухе, но так и не начинается. Завернув за мыс и пройдя небольшим каналом, мы попадаем в длинный залив, а на самом деле озеро Kotalahti, в самом конце которого точка окончания нашего маршрута — город (деревня?) Отава. Прогребаем мимо большого деревообрабатывающего завода на левом берегу, и, наконец, видим прямо по курсу причалы и катера — это «порт» Отавы, который запомнился мне ещё во время планирования маршрута по аэрофотосъемке. По предварительной договоренности, именно сюда должен подъехать наш микроавтобус. Однако, ставить палатку посреди машин и катеров как-то не хочется, и мы следуем вдоль правого берега в поисках более подходящего места...

Вдоль правого берега делаем полукруг вдоль окончания залива и возвращаемся почти к «порту», не найдя ничего стоящего, высаживаемся на городском пляже [F10BEACH, 61°39,0654’ N; 27°03,8558’ E]. Пляж аккуратный и благоустроенный. Чистый песок, причал с перильцами для детей, спасательная лодка (без привязи), чуть дальше травка, качели и скамейки. И никого вокруг. Погода, конечно, не очень, что объясняет, но так органично продолжает тренд «Финляндия страна без людей»... Встать на газоне ближе к лесу было бы неплохо, но на туалете висит большой плакат «No Camping», и мы отправляемся искать варианты.

Идем к «порту», где, наконец, встречам живых людей: из симпатичного деревянного лакированного катера выгружается семья. В результате беседы выясняем, что в Отаве нет места, где можно было бы «официально» поставить палатки, есть только мотель (Huvikumpu) в восьмистах метрах от берега. Однако, как им представляется, если мы поставим палатки на газоне в том тихом уголке (правая оконечность «порта», если стоять лицом к суше), то никто не должен быть недоволен. Уже почти совсем решаем там встать, но вспоминаем о замеченном ранее с воды просвете в деревьях, сворачиваем от городского пляжа по дороге вдоль берега и обнаруживаем небольшой дикий пляж [F10FINISH, 61°39,0190’ N; 27°03,7963’ E]. Место для двух палаток и разборки байдарок есть, и здесь-то мы никому не помешаем. Встаем.

До вечера времени ещё предостаточно. Сушим лодки, ходим в магазин (все там же, рядом с мотелем) за человеческой едой и разбираем лодки. Дальше Миша с Зиной отправляются исследовать окрестности, а я, оставив Сашу в одиночестве, ложусь спать — в понедельник на работу. Кажется, позже народ допивал коньяк и что-то готовил, но это уже без меня...

Миша: О да, хорошо помню, как приятно было поесть печенья после недельного перерыва - в этот раз сладкого в раскладке было немного. А потом, когда уже темнело, мы сварили картошку в мундире и съели ее с ветчиной. Кажется, еще йогурт финский выпили. Вечер был хороший.

День 9. 25 июля 2010 года, воскресенье.
Дорога домой

Микроавтобус задержался на два часа, ехавших в Финляндию на сбор ягод (?!) студентов долго проверяли на границе. За рулем Денис, это он же вез нас девять дней назад.

Миша: Как раз вчера мы возвращались из финского аэропорта, и нас встречал тот же Денис. Как я его понял, студенты действительно ездят в Финляндию собирать ягоды, и им там что-то за это платят.

Загружаемся, расслабляемся в мягких креслах — очень непривычно после земли и байдарочных сидений. По совету Саши заезжаем в рыбный магазин, финский лосось горячего копчения по его рассказам божественно хорош. Одним лососем дело, конечно, не ограничивается. Рыба по нашим меркам дорогая, но действительно очень вкусная.

Забавная история произошла с оплатой обратного пути. Дело в том, что мы заказывали индивидуальный трансфер, но, осознав, что места в машине с большим запасом, согласились на попутчиков на обратном пути. Если таковые найдутся, то нам вернут часть денег. Попутчики нашлись: две девушки из spa-салона в Иматре. Им поездка обошлась в 800 рублей с человека. Ну, замечательно, подумали мы — и бензин сожжем с большим толком, и денег обратно получим. И вот Миша звонит узнать — сколько же и когда нам вернут. В результате, после нескольких раундов консультаций, нам возвращают 2000 рублей, которые Денис нам тут же и выдает. Получилось, что заработав на двух дополнительных пассажирах 1600 рублей, фирма вернула нам большую сумму, оставшись тем самым в некотором минусе. Это немного позабавило (лишили ли Колю премии на самом деле? :)) и приятно удивило. В общем, хорошо возят, зачет.

Таможни проходим примерно за сорок минут. Развалины на нашей стороне сразу же настраивают на нужный лад (могли бы вычистить хотя бы участок у границы!). Дороги хуже, но едут все быстрее. Стремительно теплеет, и в двухстах километрах от Питера уже томительная жара. Воскресенье, но пробок нет. К девяти вечера я дома, где ждут женщины и свежеиспеченная шарлотка с молоком. Щастье!

Итог:

Всего за семь ходовых дней (с двумя полудневками) пройдено 135 километров, из которых где-то 15 потрачено на поиск стоянок и бесполезные блуждания. Вода спокойная, на маршруте около десятка быстрин, шивер и перекатиков. Суммарная потеря высоты — всего 16 метров. Два обноса, 50 и 600 метров. Погода достойная, дожди все очень предусмотрительно проливались ночью, правда, три дня дул сильный встречный ветер. Комаров мало, стоянки обычно хорошо продувало.

Ягод мало, но скоро будет много. Грибов нет вообще. Рыбалка отличная! Зверья никакого не видели, даже зайцев и лосей, только птиц. Гагары (согласно Мишке — чернозобые) стали нашим любимым объектом наблюдения.

Миша: Забавно, что птицу удалось правильно опознать, хотя гагар раньше никто из нас не видел. Я слышал только, что они хорошо видят, хорошо ныряют и какие-то серенькие с виду. Ныряют действительно здорово - проплывают под водой чуть ли не сто метров (поэтому я и предположил, что это гагары). Видят тоже здорово - как только приближается байдарка, сразу ныряют :-). В общем, нормально разглядеть их удалось, только когда в последний день они затеяли брачные танцы неподалеку от пляжа, где мы стояли. Оказалось, очень красивые птицы, и еще у них очень впечатляющий крик. См. например википедию.

Общие впечатления: очень хорошо! Тихо, спокойно, красиво. Природа знакомая, Ладожско-Карельская. Рыбы много. Людей мало, хотя следы цивилизации видны почти всегда. Стоянки обычно приходится делать в оборудованных местах, но они чистые и славные. В общем, здесь замечательно путешествовать всей семьей с детьми, в комфорте и безопасности.

Скачать карту с трэком маршрута в высоком разрешении (.jpg, 14 Mb)
Скачать GPS трэк маршрута в формате OZI Explorer (.plt, 400 kb)
Скачать точки маршрута в формате OZI Explorer. (.wpt, 3 kb)

Также читать:

Вернуться к началу страницы [Просмотров: 3411] [0.158] [Комментариев:4] Вернуться к началу страницы